Новости
Сцена для технологий.
Культуролог Олег Иванов — о том, как изменится театральный процесс в России


Известия, 16.07.2019

Наиболее правдоподобно выглядит гипотеза о том, что в театре всегда будет преобладать живая эмоция и сохраняться устойчивый «треугольник» между актером, ролью и зрителем. Режиссер продолжит организовывать актера и пространство, драматург — роль и смыслы, а театральный продюсер — зрителя и экономику. В этом суть театра, которая будет востребована зрителем и через сто лет.

Сегодня почти все крупные компании занимаются прогнозированием будущего своей отрасли, пытаются понять потребительский интерес или самостоятельно задать тренд. Например, в одном японском автоконцерне поставляют на рынок детские игрушки — точные копии моделей авто, которые планируется выпускать спустя лет 20. Цель проста — вложить в нынешних детей симпатию к определенным маркам.

Несколько лет назад в театральном пространстве России стали очень модными иммерсивные спектакли. Они существовали и в 1990-е, но только недавно, с приходом свежих людей в театр и обновлением публики, получили расцвет. Теперь билеты на них можно продавать по 20 тыс. Что это — просто везение или грамотная, просчитанная стратегия и маркетинг? А может, и то и другое? Судить не берусь, однако очевидно, что театральная отрасль, как и любая другая, требует системного изучения и ясных прогнозов.

Для этого с ректором ГИТИСа Григорием Заславским и режиссером Эдуардом Бояковым мы создали «Лабораторию будущего театра» — проект, посвященный исследованиям и творческим экспериментам в этой сфере. Наша практическая цель — содействовать увеличению зрительской аудитории театров в разных городах России, и прежде всего в регионах, большинству из которых сегодня требуется обновление. На уровне теории мы разрабатываем модель театра будущего в зависимости от изменений драматургии и смыслов, театрального пространства, технологий, смены предпочтений публики и многих других факторов. Отсюда появились «Основы развития театра и театрального дела» — комплексное, системное описание и оценка текущей ситуации в театральной среде и живой взгляд в будущее.

Мы попытались охватить всю театральную сферу, не исключая, а, наоборот, внимательно приглядываясь к частным театрам, которых в нашей стране оказалось больше, чем государственных, и которые сегодня в значительной степени оказывают влияние на культурный ландшафт городов. Проанализировав ситуацию с частными театрами в России мы пришли к неутешительным выводам: в среднем многие из них живут всего три года. Есть и исключения — екатеринбургский «Коляда-театр», московский «Квартет И», успешно работающие многие годы. Но большинство авторских проектов умирают в зародыше.

Одна из причин — невозможность на собственные средства развивать независимый проект и выживать в условиях конкуренции с гостеатрами, имеющими бюджетную поддержку. Кроме того, в отличие от других стран у нас в целом слабо развит институт театрального продюсирования. С другой стороны, появляется всё больше молодых людей, принципиально избегающих господдержки и ищущих альтернативные источники финансирования, а также продюсеров, готовых рисковать. Думаю, можно предположить, что в будущем независимые проекты составят достойную конкуренцию гостеатрам.

Последние тоже претерпят серьезные изменения. Судя по тенденции, в будущем большинство из них будут выведены из прямого бюджетного финансирования. Поддержка станет более гибкой, а ее получатели — более диверсифицироваными. В течение нескольких лет как на законодательном уровне, так и в самой театральной среде могут появиться дополнительные условия для роста частного финансирования — эндаумент-фонды, институт меценатства и т.д. Государство играет определяющую роль в развитии театрального дела, но сама модель гостеатра себя практически исчерпала с точки зрения развития и дальнейших перспектив роста.

Сегодня технологическая революция пронизывает все аспекты театральной деятельности, начиная от вооруженности сцены, трансформации бизнес-модели и заканчивая коммуникацией со зрителем. Новые технологии расширяют аудиторию, позволяя приобщать к театру прежде не охваченные социальные группы. При этом очевидно, что, несмотря на сегодняшнюю популярность сценических искусств, в обозримом будущем коллективы будут биться за зрителей не между собой, а с YouTube. И это тоже надо учитывать, если мы не хотим спустя десятилетие увидеть полупустые залы.

Некоторые худруки, как, например, Олег Меньшиков, уже сегодня создают свои каналы на YouTube и через новые формы коммуникации знакомятся со зрителями, пытаются увлечь их своими замыслами и проектами. Популяризуют искусство среди подростков, которые, как и в случае с японским концерном, в будущем подсознательно захотят сходить именно в тот театр, с которыми они получили первый опыт в юности.

Развитие технологий несомненно окажет существенное влияние и на театральный процесс. Можно даже предположить, что роботы, голограммы, видеоарт и компьютерная графика начнут теснить на сцене живого актера. Спектакли можно будет смотреть в формате 3D, не выходя из дома.

Однако это не изменит главное в театре. Он всегда подвергался воздействию — со стороны государства, рынка, меняющихся запросов публики, но при этом скорее не благодаря, а вопреки этому влиянию продолжал сохранять (а иногда и наращивать) качество. Если говорить о будущем, то наиболее правдоподобно, на наш взгляд, выглядит гипотеза о том, что в театре всегда будет преобладать живая эмоция и сохраняться устойчивый «треугольник» между актером, ролью и зрителем. Режиссер продолжит организовывать актера и пространство, драматург — роль и смыслы, а театральный продюсер — зрителя и экономику. В этом суть театра, которая будет востребована зрителем и через сто лет.

Автор — куратор «Лаборатории будущего театра» ГИТИСа, директор Центра исследований культурной среды философского факультета МГУ им. Ломоносова

Источник: https://iz.ru/898024/oleg-ivanov/stcena-dlia-tekhn...

На сценах Грузии

Известия, 10.07.2019

Ректор ГИТИСа Григорий Заславский — о том, как русский язык и театральное искусство преодолевают противостояние между государствами

В последние дни июня в курортном поселке Шекветили — в часе езды от Батуми — проходила IV Международная летняя театральная школа для студентов и молодых актеров из России, Молдавии, Армении, Азербайджана, Грузии и с Украины, работающих в русских театрах за рубежом. Педагоги ГИТИСа, я в том числе, учили и рассказывали, а молодые люди с утра до вечера делали этюды, заучивали стихи... Школа была просто фантастической! Огорчило одно: в самом ее начале в Тбилиси случился конфликт, резко обостривший отношения между Россией и Грузией.

Россиян даже призывали покинуть страну. Переживая за наших студентов, я тоже в какой-то момент подумал об эвакуации, но в конце концов было принято решение остаться и оно оказалось правильным. В то время, как в столице шли митинги, а радикалы вновь винили во всех бедах Россию, в другой части Грузии мирно репетировали, ели и пили грузины, русские, украинцы, армяне, азербайджанцы и даже американцы. Всех их объединяла любовь и интерес к русскому театру и к русскому слову.

Одним из самых ярких впечатлений для меня стали приезд и выступление выдающегося грузинского режиссера Темура Чхеидзе. Эту встречу, думаю, запомнят на всю жизнь и студенты, и молодые актеры. Хотя подозреваю, что некоторые даже не знали, с режиссером какого уровня они повстречались. Он рассказывал о действии в пьесах Чехова, которых за свою долгую жизнь в искусстве не ставил никогда.

Особенно, конечно, приятно, что эта Летняя школа в Шекветили, состоявшаяся во многом благодаря буйному темпераменту и неисчерпаемому энтузиазму директора тбилисского Русского театра имени Грибоедова Николая Свентицкого, стала торжеством русской театральной школы в самом широком смысле и ГИТИСа в частности. Все руководители театров, которые там были, — из Еревана, Молдавии, Баку — разговаривали с нами о продолжении сотрудничества в рамках созданного в этом году в ГИТИСе Центра непрерывного образования. Если будет такая возможность, мы договорились приглашать актеров из русских театров стран СНГ к нам в Москву или привозить наших мастеров к ним на «гастроли».

Думаю, тут нужна большая государственная программа по поддержке русских театров — прежде всего, конечно, на постсоветском пространстве. Театров, которые часто являются единственными центрами русской культуры в бывших республиках СССР. К сожалению, сегодня такой программы не существует. Это чувствуется. Например, если актеры украинских театров, несмотря ни на что, демонстрируют замечательную и правильную русскую речь, то, допустим актеры Бакинского театра, увы, уже говорят по-русски с существенным национальным акцентом.

Или — другой пример: в этом году в Грузинском университете театра и кино был объявлен прием на русский курс, но, к сожалению, от набора пришлось отказаться, потому что те, кто пришли, никуда не годились. ГИТИС готов профессионально поддерживать наших коллег, но без государственной помощи нам самим это, конечно, не осилить. А кто, кроме нас, заинтересован в том, чтобы русские театры в соседних с нами странах не загнулись? Америка? Вряд ли…

Если мы не будем поддерживать коллективы талантливыми режиссерами, сценографами, программами стажировок и разнообразными курсами повышения квалификации, то в будущем можем потерять эти театры. Многие из них живут непросто, и проблемы их часто не политические. Или политические лишь отчасти. Мне мама рассказывала, как в конце 1940-х годов билеты в Еврейский театр Соломона Михоэлса раздавали бесплатно, потому что они не продавались, — не было желающих. Точно так же сегодня размывается публика русских театров на постсоветском пространстве.

В Киеве Русскому театру удается играть по 70 спектаклей в месяц, но в других столицах подобные постановки становятся всё больше «факультативными». Говорят, недавно угроза закрытия нависла над Ереванским русским театром, хотя, казалось бы, Армения — наш друг. Нужно понимать, что когда мы теряем свои культурные позиции в той или иной республике бывшего СССР, это место мгновенно занимает США. Цель проста — максимально отдалить эти страны от России.

Конечно, искусство в целом и театр в частности — не панацея от всех проблем, но довольно эффективный инструмент народной дипломатии. Напомню, в то время, как в Тбилиси люди на улицах кричали антироссийские лозунги, мы в Шекветили по вечерам все вместе учились готовить хинкали, а на следующий день — украинский борщ. Студенты из Гарварда жарили настоящий грузинский шашлык. Азербайджанцы танцевали армянские танцы, а армяне пели азербайджанские народные песни. А после концерта, который студенты факультета музыкального театра ГИТИСа устроили в ночь на 22 июня — к очередной годовщине начала Великой Отечественной войны, все обнимались и вытирали слезы, понимая, что дороже мира на Земле нет ничего. Оставаясь патриотами своих стран, молодые люди разрушали все выдуманные и навязанные барьеры между государствами и народами.

Автор — ректор ГИТИСа, театральный критик, кандидат филологических наук

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Источник: https://iz.ru/895657/grigorii-zaslavskii/na-stcena...
Завершилась смена «Год театра» форума молодых деятелей культуры и искусств «Таврида 5.0»

Крымское информационное агентство, 25.06.2019

В Крыму завершилась седьмая смена «Год театра» форума молодых деятелей культуры и искусств «Таврида 5.0», проходившая с 20 по 26 июня и собравшая более 400 драматургов, режиссёров, актёров и писателей со всей страны, сообщила пресс-служба форума.

21 июня в открытии смены приняли участие вице-премьер РФ Ольга Голодец и министр культуры РФ Владимир Мединский. В тот же день состоялась мотивационная сессия «Россия – страна возможностей» с участием членов оргкомитета по проведению Года Театра в РФ, участие в которой приняли также музыканты, блогеры, режиссеры и актеры, в том числе ректор Академии балета им. Вагановой Николай Цискаридзе.

«Таврида» — удивительное место, сюда попадают самые креативные и талантливые, я надеюсь, что здесь сидят люди, которые будут определять будущее нашего российского искусства. У вас есть несколько преимуществ, вы пришли в отрасль, которая в России традиционно сильна. Мы очень конкурентны, и это дает вам преимущество, но оно должно быть реализовано, нужно каждый день думать, творить, не бояться, не стесняться, выражать то, что вы задумали, тогда у вас будет успех», – напутствовала участников форума Голодец.

В дни работы смены молодые творцы могли приняли участие в кастингах на безвозмездное участие в Оперно-симфонической лаборатории New Opera World 2019 (победители: Максим Сударев, Юрий Гончаров и Алексей Красовский, режиссеры Мария Чубукова и Анна Дрозд, а также вольнослушатели – Юлия Волкова, Дарья Волкова и Наталья Риттер), на бесплатное обучение в Академии Н.С. Михалкова (победитель станет известен после прослушивания лично у Никиты Сергеевича) и кастинге актеров для записи аудио-спектакля Лаборатории новой пьесы и аудиоспектакля ЛитРес. А также в конкурсе среди молодых режиссёров на право постановки спектакля в Москве (Пожидаев Роман).

Финалистами Национальной премии для молодых авторов, пишущих на русском языке «Русские рифмы», «Русское слово» стали:
Мастерская «Редакция Елены Шубиной», школа издательства «Эксмо-Аст». Номинация «Интеллектуальная проза»:
1. Людмила Прохорова, роман «Русский лимб»;
2. Евгения Декина, роман «Кропаль»;
3. Андрей Тимофеев, роман «Пробуждение».

Мастерская «Фантастика, фэнтези, мистика Young Adult», школа издательства «Эксмо-Аст».
Номинация «Жанровая проза»:
1. Валерия Гоман (псевдоним Валерия Трофимова-Рихтер), роман «Джинны»;
2. Александара Обвинцева, роман «Ворон Его Величества»;
3. Татьяна Иванова, роман «Прекрасный призрак».

Лаборатория новой пьесы и аудиоспектакля ЛитРес: Чтец и Школа «Театр будущего», МХАТ им. Горького (Мастерская драматургии).
Номинация «Драматургия»:
1. Екатерина Назаренко, пьеса «Концерт» ;
2. Екатерина Васильева, пьеса «Зачем ты такой красивый, Витя?»;
3. Алексей Синяев, пьеса «Взломанный».

«От этой смены получила только положительный эмоции. Огромная территория форума, прекрасные виды вдохновляют на творчество в режиме нон-стоп. В школе «Театр будущего», МХАТ им. Горького, мы ставим с Игорем Лариным «Слово о полку Игореве». Замечательный опыт постановки спектакля за три дня. Все ребята очень классные, очень отзывчивые и доброжелательные. Я прошла кастинг в аудиоспектакль по пьесе Кати Назаренко «Концерт». Запись была ночью. Но это был замечательный опыт. Сон не для творческих людей! Я в восторге от смены «Год театра»!», – поделилась впечатлениями студентка Санкт-Петербургского Государственного Института Культуры Анна Молокова.

Всего за смену участники вместе с ведущими театральными режиссерами поставили 6 спектаклей.
Обучение на форуме проходило в формате тематических школ от партнеров образовательной программы, где лекционная часть совмещена с практической.
25 июня в завершающий день смены стали известны победители грантового конкурса. Средства на реализацию театральных проектов общей суммой 9 млн рублей распределены между 22 участниками форума.

Источник: https://kianews24.ru/news/zavershilas-smena-god-teatra-forum/
"Театр стал модным развлечением" - ректор ГИТИС Григорий Заславский
Поговорили о дурных тенденциях и правильной критике. Всегда ли нужно слушать зрителя и правда ли, что театральная критика сегодня «в загоне»?
На эти и другие вопросы ForPost ответил ректор государственного института театрального искусства Григорий Заславский.
Форум Таврида 2019. Проект «Театр будущего»
Постановки школы МХАТ им. Горького. Серия эскизов.
Вступительное слово Эдуарда Боякова и несколько эпизодов.
Горячая молитва одного человека

Независимая газета, 06.06.2019

Леонид Хейфец о банальных тайнах и тайных банальностях актерской профессии.
Григорий Заславский

На обложке, в выходных данных, как полагается, автор назван по имени. Но если поэты до старости (и навсегда) – Андреи, Булаты и… пожалуй, только Ахматову правильным считают называть Анной Андреевной, то в театре режиссеров зовут по имени-отчеству. Режиссеров, учителей. А режиссер и есть учитель. Поэтому на обложке – Леонид Хейфец, но мне привычнее говорить о нем – Леонид Ефимович, хотя в ГИТИСе он меня никогда не учил, но все же я учился у него, потому что театр полюбил и по его спектаклям, а «Павла I» с Олегом Борисовым – мне повезло – видел много раз, сперва – много раз с Борисовым, потом еще несколько раз – с Золотухиным. Пожалуй, стоит еще сказать – до того как перейти к книге, переиздание которой, чуть запаздывая, выходит к 85-летию режиссера: Леонид Ефимович – редкий, даже редчайший режиссер, поскольку весь мир признает его как автора великих спектаклей, вошедших в сотню, полусотню лучших спектаклей ХХ века, а для России – так, может, и в десятку главных спектаклей столетия, если говорить о «Смерти Иоанна Грозного» в Театре Советской армии. Хотя в его жизни и в жизни советского, а потом и российского театра, и в моей счастливой зрительской жизни есть и другие важные спектакли, поставленные Хейфецем. Это – важное замечание, поскольку опыт позволяет утверждать, что большие режиссеры часто говорят о театре просто, порой – избыточно просто, порой – банальности, но за этими банальностями скрываются выдающиеся спектакли. А самые интересные интервью дают – говорю по своему журналистскому опыту – режиссеры посредственные и откровенно плохие. А уж как они рассказывают!..

Великий режиссер имеет право говорить простые вещи, он, если можно так сказать, это право заслужил или даже выстрадал. «Горячая молитва одного человека может заразить толпу – так точно и возвышенное настроение одного артиста может сделать то же, и чем больше таких артистов, тем неотразимее и создаваемое ими настроение. Если его нет, не нужны ни новая архитектура, ни новая форма искусства, так как эти формы останутся пусты и люди воспользуются ими для новых и еще более изощренных развлечений. Только чистые артистические души создадут то искусство, которому стоит построить новые храмы» – эти слова Станиславского Леонид Ефимович выносит в эпиграф. Ну… банальности же, очевидные, а плюс к тому высокопарные и в этом смысле еще и очень наивные слова, но Станиславский так думал и всю жизнь прожил так. Важно еще, что Станиславский был человеком верующим, глубоко верующим, однако считал уместным и правильным говорить о театре как о служении, а в этих словах он употребляет слово «храм». Во всем этом – в отношении к театру как к храму, к работе в театре как к служению, в абсолютной уверенности, что простые слова и истины могут быть полезны и что даже самые простые слова не потеряли смысла, – в этом Хейфец наследует Станиславскому. Это не странно: Хейфец – ученик Марии Осиповны Кнебель, а Кнебель – ученица Станиславского.

О чем пишет Хейфец? Пишет или, может быть, правильнее сказать – говорит, поскольку в напечатанных строчках так и слышится негромкий голос, интонация Хейфеца, говорящего негромко (режиссеры ведь, это известно, и кричать умеют, но в книге мы имеем дело с человеком, заинтересованным в тех, кто придет учиться к нему или к другому мастеру в ГИТИС или даже не в ГИТИС, а в другой институт, на актера или на режиссера), местами – страстным, но все-таки ведущим очень спокойный и очень дружелюбный диалог с собеседником, который в данном случае находится по другую сторону книги. Хейфец говорит… обо всем. Начинает с того, что сам любит театр, продолжает – убедительной просьбой порыться в себе, разобраться, можете ли вы обойтись без театра, и в этом случае, конечно, ни в коем случае не идти в театральный… О качествах, без которых в театре не выжить, об актерской судьбе и даже о спорте, который может помочь в актерском деле, но решающим не был и быть не может. Вообще в том, что говорит Хейфец, почти ни в одном случае категоричности нет: нужно так, без этого обойтись невозможно, но некоторые обходились, так тоже случалось. Ведь театр – искусство с длинной историей, и даже жизнь самого Леонида Хейфеца давала разные ответы на все вопросы.

Режиссер, как, впрочем, и актер, единственное, чему может научить, или, вернее, чем может научить, – это собою, своим опытом или, воспользовавшись названием книги Станиславского, – своей жизнью в искусстве. Так и Хейфец, дав все необходимые советы и рекомендации и тут же некоторые или почти все поставив под сомнение как всеобъемлющие и единственно верные (намучившись при советской власти, не раз пострадав от нее и ее официальных представителей, Леонид Ефимович точно знает, что не бывает учений всесильных, потому что верных), он рассказывает о себе, своих встречах с великими актерами, непростой работе с ними, то есть делится своими главными уроками. И эти истории многому могут научить. Все – от истории репетиций с Михаилом Ивановичем Царевым до истории приглашения войти в Антисионистский комитет советской общественности, настойчивых советов того же великого Царева это предложение принять и – невозможности для Хейфеца это «лестное предложение» счесть таковым. Это – уроки самосохранения, уроки жизни очень сильного человека, каковые на первый взгляд внешне часто совсем не выглядят такими.
Источник: http://www.ng.ru/ng_exlibris/2019-06-06/15_984_khe...

Круглый стол «Основы развития театра: модель исследования и ключевые результаты»

29.05.2019

27 мая в библиотеке ГИТИС состоялся круглый стол по результатам открытого исследования «Основы развития театра: модель исследования и ключевые результаты», проводимого Лабораторией будущего театра ГИТИСа при поддержке фонда «Вольное дело».

Участники круглого стола обсудили модели исследования театра и театрального дела; подходы к изучению и прогнозу развития государственных и негосударственных театров; использование инновационных технологий в современном театре и другие темы.

В круглом столе приняли участие и выступили Григорий Заславский – ректор ГИТИС, руководитель Лаборатории будущего театра; Олег Иванов - куратор исследовательского направления Лаборатории будущего театра ГИТИС, директор Центра исследований культурной среды философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова; Давид Смелянский ­заведующий кафедрой продюсерства и менеджмента исполнительских искусств ГИТИС, художественный руководитель Российского Государственного Театрального Агентства, генеральный продюсер Московского театра Et Cetera и Московского театра мюзикла; Кирилл Крок – директор Государственного академического театра им. Е.Б. Вахтангова; Алексей Боков – событийный продюсер, основатель продюсерского агентства BOKOVFACTORY; Софья Апфельбаум - директор Российского академического молодежного театра; Федор Елютин – театральный продюсер, импресарио в независимой театральной компании «Импресарио»; Игорь Попов - директор Московского театра «Современник»; Людмила Городецкая ­– доцент кафедры продюсерства и менеджмента исполнительских искусств ГИТИС; Нина Кочеляева - директор Нового института культурологии; Иван Карпушкин – руководитель Евразийского центра территориального развития имени П. А. Столыпина; Алексей Чернов - зам. директора Центра исследований культурной среды философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, а также педагоги, студенты и аспиранты.
ФОТОТЧЕТ 27.05.2019
Круглый стол в библиотеке ГИТИС
TWEET ROOM в театре им. А.С. Пушкина

15 марта 2019

Необычный спектакль «Рыцарь пламенного пестика» в театре имени Пушкина стал поводом для нашего мероприятия Лаборатории театра будущего. Театру интересен новый зритель и его восприятие спектакля, а Лаборатории - разговор со студентами МГУ и ГИТИС о театре будущего. Попробовали новый формат Tweet Room, по нашему Скворечник.

Мероприятие подготовлено и проведено Лабораторией театра будущего совместно с ГИТИС. Ведущий - Григорий Заславский, модератор-защитник - Олег Иванов.
Результаты будут обработаны и опубликованы позже на нашем сайте.
ФОТОТЧЕТ 15.03.2019
TWEET ROOM в театре им. А.С. Пушкина
Основы развития театра: модель исследования и ключевые результаты. Семинар МГУ им.Ломоносова

12 марта 2019

11 марта 2019 г. на философском факультете МГУ имени М.В. Ломоносова прошло второе заседание научно-исследовательского семинара Центра исследований культурной среды, на котором был представлен доклад на тему «Основы развития театра: модель исследования и ключевые результаты».
Руководитель научно-исследовательского семинара – О.В. Иванов, к.ф.-м.н., директор Центра исследований культурной среды философского факультета МГУ, куратор исследовательских проектов Лаборатории будущего театра ГИТИС.
На мероприятии с докладом по основам развития театра и театрального дела.выступили А.Г. Чернов, А.К. Кочеляева, И.А. Карпушкин. Представили методологию и основные результаты исследования, которое проводится в Лаборатории будущего театра ГИТИС.
Наука о театре помогает нам думать и проектировать будущее.

ФОТОТЧЕТ
Семинар в МГУ "Основы развития театра" - 11.03.2019
Каков он, театр будущего?

14 февраля 2019

В репетиционном зале театра МХАТ им. Горького 12 февраля прошла дестинационная сессия со студентами философского факультета МГУ им.Ломоносова.

Организаторы мероприятия: «Лаборатория будущего театра» ГИТИС и кафедра философии языка и коммуникации философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова при участии факультетских центров – Центра креативных индустрий, Центра исследований культурной среды и Центра экспертизы социальных проектов, стратегий и прогнозов.
В роли модератора выступил Олег Иванов - куратор исследовательских проектов «Лаборатории будущего театра» ГИТИС и директор Центра культурной среды философского факультета МГУ, к.ф.-м.н.
Основные участники: студенты направления «Реклама и связи с общественностью» философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
Дестинационная* сессия предполагала «прорисовку» образа будущего и обсуждение изменений, которые могут произойти с театром за ближайшие 20-25 лет под воздействием новых смыслов, инновационных технологий, поисков новой театральной формы, новой коммуникации художника со зрителем и моделей потребительского поведения.
Задача сессии была – описать пункт назначения, увидеть его, «потрогать руками».
Результаты сессии будут обработаны и в дальнейшем использованы в работе творческих резиденций и для проведения исследований по моделированию и прогнозированию театра будущего.


ФОТОТЧЕТ 12.02.2019
Дестинационная сессия МХАТ им. Горького
РИА Новости

Нелишний билетик: сколько готов платить театральный зритель


Мария Истомина, 17 января 2019

Большинство даже крайне редко посещающих театр зрителей считают среднюю цену билета для себя оптимальной, выяснили исследователи из ГИТИСа, хотя билет стоит в разы дороже, чем в кино

В 2018 году российские театры, по предварительным данным, посетили 40 млн человек, сообщила на Гайдаровском форуме вице-премьер Ольга Голодец. Годом ранее, по данным Минкультуры, этот показатель был равен 38,8 млн зрителей. Само министерство пока опубликовало данные только за девять месяцев прошлого года и только по федеральным театрам: они дали 6 тыс. спектаклей, на которых побывали 3,4 млн зрителей.

Свой портрет аудитории российских драматических театров составили эксперты «Лаборатории будущего театра» Российского института театрального искусства (ГИТИС). Первый этап исследования был проведен с июля по ноябрь 2018 года: были опрошены 2,8 тыс. посетителей 13 драматических театров в различных городах России (Москва, Петербург, Краснодар, Нижний Новгород и др.), а на сайтах театров почти 1,6 тыс. пользователей заполнили онлайн-анкеты.

Основные выводы исследования — в обзоре РБК.

Привычка с детства

Авторы выделили три категории зрителей: активные (посещают театр хотя бы раз в месяц), регулярные (один раз в два-три месяца) и нерегулярные (раз в год и реже).

Во всех трех категориях основными посетителями являются женщины, но среди активных и регулярных зрителей их доля превышает 80%, а среди нерегулярных равняется 71%. Средний возраст во всех трех группах примерно одинаков — 36–38 лет.

Между возрастом первого посещения театра и дальнейшей частотой походов есть прямая связь, утверждают исследователи. Среди активных зрителей доля тех, кто побывал на спектакле до шести лет, составляет 42%. У тех, кто посещает театр эпизодически, этот показатель равен только 25%.

«Последнее, на чем мы начинаем экономить, — это дети, — объясняет ректор ГИТИСа Григорий Заславский. — Билеты на детские постановки должны быть дешевле, чем сейчас, чтобы расширить круг зрителей».

Типичный посетитель театра

Женат/замужем — 43,6%*
Имеет высшее образование — 57,6%
Специалист (не руководитель) — 30,5%
В целом обеспечен — 52,3%

* Здесь и далее приведено максимальное значение от числа всех опрошенных.

Пережить яркие эмоции

Случайный зритель приходит в театр прежде всего для того, чтобы пережить яркие эмоции и сопереживать героям, а также расширить кругозор, следует из исследования. Такие ответы на вопрос о мотивах похода в театр дают по 37,5% респондентов из этой группы (возможны несколько вариантов ответа). Еще 34,2% хотят развлечься и поднять настроение.

У активных и регулярных зрителей значимым мотивом становится желание посмотреть на работу определенных актеров или режиссеров. Среди регулярных зрителей так отвечают 43,3%, среди активных — уже 69,4%. Чтобы просто побывать на людях, в театр отправляются 4,3% активных зрителей, 7% — регулярных и 8% случайных.

Мнение профессионального критика важно для 14,5% театралов. У регулярных зрителей этот показатель равен только 5%, у случайных — 1,5%. К советам друзей или знакомых сходить на постановку все три категории зрителей прислушиваются примерно одинаково: так отвечают 26–29,5% респондентов из разных групп.

Человек чаще приходит в театр с друзьями, чем с супругом/супругой, следует из ответов. Ценители часто приходят на спектакли одни: такой ответ дают 39,1% активных зрителей, а в двух других группах так говорят только не более 16% опрошенных.
Оптимальная стоимость

Большинство всех посетителей театров — 76,2% — заявили в ходе опроса, что не испытывают существенных финансовых проблем. Еще 11,8% охарактеризовали свое материальное положение как «хорошо обеспечены».

В среднем активный и регулярный зритель тратят на билет чуть больше 1 тыс. руб., те, кто редко приходит в театр, — 634 руб., подсчитали в «Лаборатории будущего театра». В большинстве случаев опрошенные считают такую сумму оптимальной. Во всех трех группах зрителей такую оценку дают более 56% респондентов.

Для сравнения: согласно расчетам РБК, основанным на данных Фонда кино, средняя стоимость билета в российском кинотеатре в 2018 году равнялась 251 руб.

Платные услуги могут быть существенным источником поступлений даже для государственного театра, свидетельствуют доступные материалы Федерального казначейства. Например, в последней редакции плана хозяйственной деятельности государственного бюджетного учреждения культуры «Московский государственный театр «Ленком», поступления в 2018 году оцениваются почти в 725 млн руб., из них почти 326 млн составляют доходы от оказания платных услуг. У федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Московский художественный академический театр имени А.П. Чехова» в 2018 году доходы от оказания услуг должны были составить 527 млн руб. при общих поступлениях 1,136 млрд руб.

Театральная перепись

«Лаборатория будущего театра» ГИТИСа также оценила текущее театральное предложение. Как уточняет куратор исследовательских программ лаборатории Олег Иванов, там решили подсчитать количество существующих в России театров: таковыми оказались, согласно исследованию, 1762 заведения, из которых 782 — негосударственные.

Наиболее распространенными ожидаемо являются драматические театры (764), за ними следуют театры кукол (212), театры юного зрителя (103), экспериментальные (77), музыкальные (75), комбинированные (72), антрепризы (68), театры оперы и балета (64) и т.п.

Источник: https://www.rbc.ru/society/17/01/2019/5c3ef36c9a79...

THE VILLAGE
Портрет посетителя российского театра

УЛЬЯНА БОНДАРЕНКО, 17 ЯНВАРЯ 2018

«Лаборатория будущего театра» Российского института театрального искусства (ГИТИС) по итогам опроса представила портрет аудитории российских драматических театров.
Заявленная тема - "Философия театра 21 века" - собрала в Баку 130 театральных экспертов из 40 стран. Они убеждены: современный театр нельзя рассматривать в отрыве от стремительно меняющегося контекста жизни общества.

Григорий Заславский, ректор, ГИТИС: "Мы воспитываем актеров и режиссеров, которые будут работать в будущем театре, мы даже создали в ГИТИСе лабораторию будущего театра. Олег Дерипаска который поддерживает нашу лабораторию, некоторое время назад был в школе-студии МХАТ и там задал актерам вопрос: "Каким вы видите будущее театра?". И актеры, которые работают с новыми технологиями, с видеоэкранами и так далее, вдруг стали говорить, что будущее за актером, что значение актера будет только возрастать".

Организаторы и участники мероприятия подтвердили: сегодня как никогда театральное искусство может и должно служить объединению - культур, наций, зрительских аудиторий.

Логическим продолжением конференции, организованной усилиями Министерства культуры, Союза театральных деятелей Азербайджана и других структур, стал Второй международный театральный фестиваль M.A.P., организованный Центром современного искусства YARAT. Его тема - "Театр без границ". Опера и балет, современный танец, экспериментальные постановки международных трупп: зрителю было, что выбрать. "Ноу хау" фестиваля стал особый диалог с детской и молодежной аудиторией: юным зрителям показали кукольные постановки.
Euronews

Театр 21 века: о мостах, марионетках и игре на стыке жанров


26/11/2018

Театр сегодня и завтра: глобальные тенденции развития этого вида искусства обсудили в столице Азербайджана участники Пятой Международной театральной конференции.
Заявленная тема - "Философия театра 21 века" - собрала в Баку 130 театральных экспертов из 40 стран. Они убеждены: современный театр нельзя рассматривать в отрыве от стремительно меняющегося контекста жизни общества.

Григорий Заславский, ректор, ГИТИС: "Мы воспитываем актеров и режиссеров, которые будут работать в будущем театре, мы даже создали в ГИТИСе лабораторию будущего театра. Олег Дерипаска который поддерживает нашу лабораторию, некоторое время назад был в школе-студии МХАТ и там задал актерам вопрос: "Каким вы видите будущее театра?". И актеры, которые работают с новыми технологиями, с видеоэкранами и так далее, вдруг стали говорить, что будущее за актером, что значение актера будет только возрастать".

Организаторы и участники мероприятия подтвердили: сегодня как никогда театральное искусство может и должно служить объединению - культур, наций, зрительских аудиторий.

Логическим продолжением конференции, организованной усилиями Министерства культуры, Союза театральных деятелей Азербайджана и других структур, стал Второй международный театральный фестиваль M.A.P., организованный Центром современного искусства YARAT. Его тема - "Театр без границ". Опера и балет, современный танец, экспериментальные постановки международных трупп: зрителю было, что выбрать. "Ноу хау" фестиваля стал особый диалог с детской и молодежной аудиторией: юным зрителям показали кукольные постановки.
Катарина Кланчник Кокутар, Международный союз марионеток, UNIMA: "Кукольные действа очень важны для детей, через них они знакомятся с театральным искусством. И так учатся лучше слушать, внимательнее наблюдать, больше читать... идет ли речь о визуальных жанрах или о других".
"Ничья земля" - спектакль с марионетками для зрителей любого возраста. Его показал в Баку Merlin Puppet Theater. История одиночества, отсутствия выбора, поиска и разочарований, это - трогательная и нежная композиция. Театр увидел свет в Греции в 1995 году, позднее труппа перебралась в Германию. На ее счету сегодня - участие в международных фестивалях и театральных слетах в 32 странах мира.

Ярким событием фестиваля стала необычная и многоплановая постановка итальянского театра No Gravity. "Ария" - это музыка Монтеверди и Вивальди, танец, элементы цирка, необычная хореография и декорации, причем и танцоры, и музыканты, и певцы играют в спектакле равнозначную - центральную - роль.
Директор и хореограф Эмилиано Пеллиcари ищет и находит вдохновение в театральных традициях эпохи Возрождения и театре барокко, берет на вооружение принципы "театра чудес" 17 века. Которые, как показали бурная реакция зрителей, не устарели столетия спустя.

Источник: https://ru.euronews.com/2018/11/13/theatre-baku-fe...
РАДИО КУЛЬТУРА

В преддверии Года театра в МГУ пройдет круглый стол "Театр будущего"

01.11.2018

Круглый стол на тему "Театр будущего: идеи и исследования" пройдет в четверг на филологическом факультете МГУ в преддверии Года театра, сообщили в пресс-службе ГИТИС, одного из участников проекта.
В нем примут участие научные сотрудники, аспиранты и студенты философского факультета МГУ и сотрудники Лаборатории будущего театра ГИТИС, а также руководители театров, деятели науки и культуры.

Для обсуждения предложены несколько вопросов, касающихся развития театра будущего. На круглом столе выступят среди прочих декан филфака, доктор философских наук Владимир Миронов, ректор ГИТИС Григорий Заславский и другие.

Источник: http://www.cultradio.ru/news/show/id/151526
РЕВИЗОР

ГИТИС и МГУ исследуют современный театр


2 ноября 2018

Сегодня, 2 ноября 2018 года, в Москве состоялся круглый стол "Театр будущего: идеи и исследования". Дискуссия состоялась в рамках проекта "Лаборатория будущего театра", который ведет ГИТИС при поддержке фонда поддержки социальных инноваций "Вольное Дело".
Организаторы мероприятия - ГИТИС и философский факультет МГУ – в ходе него обсудили изменения театральной реальности под воздействием цифровых технологий и восприятие этого процесса зрителем.

Так, директор Государственного академического театра им. Е.Б. Вахтангова Кирилл Крок сказал, что в работе театра применяются цифровые технологии, но не до злоупотребления ими. По мнению Крока, в пространстве сцены нет ничего интересное живого человека, творящего на глазах зрителя, и эту магию театра необходимо сохранить.

По мнению ректора ГИТИСа Григория Заславского, цифровизация может прийти в изучение эмоционального отклика театральной публики по примеру кино, где уже фиксируют зрительские реакции.

Куратор научных программ "Лаборатории будущего театра" Олег Иванов считает позитивной технологию дополненной реальности: создание виртуальных декораций и даже игра неживых актеров. С другой стороны, насколько подобное искусство, где разорвана связь зрителя и артиста и они одновременно не существуют в пространстве, правомерно называть театром, задался он вопросом.

Команда "Лаборатории" сочла, что современный театр мало изучен и нуждается в экспертизе специалистов из смежных областей. Философский факультет МГУ поможет организации провести исследования о будущем театра. Одним из первых совместных проектов станет обзор существующих мировых программ, лабораторий и институтов, занятых футурологией в сфере театра и искусства в целом, отметил руководитель творческого отдела лаборатории Эдуард Бояков.

Помимо научных исследований, "Лаборатория" планирует искать ответы на вопросы в художественном творчестве. Этому помогут фестивали, которые "Лаборатория будущего театра" намечает проводить каждый год. "Лаборатория" проведёт исследования всех категорий населения, связанных с театром: критиков, теоретиков, режиссеров, драматургов, актеров, преподавателей и студентов театральных вузов и обсудит собранные данные на специальных сессиях.

Проект "Лаборатория будущего театра" осуществляется при поддержке фонда Олега Дерипаски "Вольное Дело". Сегодня это одна из крупнейших отечественных благотворительных организаций, поддерживающих образование, науку, сохранение культурно-исторического наследия России. С помощью фонда реализовано более 500 проектов в 50 российских регионах, его благополучателями стали около 90 000 учеников, 4 000 учителей, 8 000 студентов, 4 000 ученых, а также более 1200 учреждений образования, науки, культуры, здравоохранения, спорта и др.

Задача театрального проекта, которым руководят ректор ГИТИСа Григорий Заславский, режиссер, председатель Русского художественного союза Эдуард Бояков и эксперт-аналитик, доцент РАНХиГС Олег Иванов — проведение футурологических исследований в области театра и разработка модели театра будущего. Первым этапом работы лаборатории стала перепись российских театров и создание портрета театрального зрителя. На сегодняшний день в этом опросе уже приняли участие свыше четырех тысяч человек.

Источник: http://www.rewizor.ru/news/gitis-i-mgu-issleduut-s...
ФОТОТЧЕТ 02.11.2018
Круглый стол в МГУ
ТЕАТРАЛ

«Театр - это «живой продукт»
В ГИТИСЕ будут изучать будущее

Мария Михайлова

Для футурологического исследования российских театров в ГИТИСе создается «Лаборатория будущего театра». Подробно об этом проекте будет рассказано на пресс-конференции в среду, 29 августа, но «Театрал» накануне побеседовал с одним из руководителей проекта - экспертом, доцентом РАНХиГС Олегом ИВАНОВЫМ.
– Олег Валентинович, расскажите о том, почему такое направление было решено открыть в ГИТИСе?
- Мы считаем, что исследования – это то, что должно быть непосредственно совмещено с образованием. Если мы занимаемся исследованиями, то и студенты тоже должны вовлекаться в эту работу. Мы с Григорием Заславским будем принимать участие в работе лаборатории на общественных началах, - он как ректор, а я как независимый исследователь. Еще с нами в работе этой лаборатории принимает участие режиссер Эдуард Бояков. Я буду курировать направление, связанное непосредственно с исследованиями, а Бояков будет заниматься тем, что связанно с экспериментами и разработкой новых форм. Планируется, что каждый год работы лаборатории будет завершаться фестивалем и изданием альманаха, которые будут демонстрировать результаты нашей работы.

– Раньше театр не входил в сферу ваших исследований?
- В течение двух лет я возглавлял «Роскультпроект» – это организация подведомственная Министерству культуры, которая занимается статистикой и оценкой того, что происходит в сфере культуры в целом.

Что касается театра, то, можно сказать, что это, в принципе, совершенно неизведанная область, потому что Министерство культуры интересуется только театрами, которые получают бюджетное финансирование. Это те театры, которые поддерживаются на федеральном уровне, на уровне регионов и муниципальных образований.

По тем цифрам, которые звучали официально, всегда получалось, что у нас около шестисот театров. Некоторые театры относятся не к Минкульту. Например, как Театр российской армии, который относится у Министерству обороны. Любом случае, официально количество театров не добиралось до семисот. Но каждый знает, что и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в других городах существуют множество коллективов, которые работают не на бюджетном финансировании, также существует большое количество антреприз.

Поэтому прежде чем изучать, что произойдет с театрами в будущем, нужно понять, что с ними происходит сегодня. Выяснить сколько их, какие они и где размещены, какой репертуар они показывают. Нужно разобраться в сегодняшней театральной ситуации. И это одна из задач нашей лаборатории.

– Какие еще планируются векторы исследования?
– За последние десять лет я не помню ни одного значимого исследования зрительской аудитории. А с театральной публикой происходят сейчас очень серьезные изменения. Во-первых, в театр пошел молодой зритель. Кроме публики, которая существовала во все времена (так называемые театралы), сейчас аудитория начала быстро омолаживаться. Во-вторых, в театр стали приходить люди, которые раньше вообще в театр никогда не попадали. Особенно это касается гастролей столичных театров в провинции. Из-за высокой цены билетов на показы спектаклей приходят люди, которые способны заплатить. И раньше это была очень небольшая часть, а сейчас эти люди составляют существенную часть театральной аудитории.
Так что нужно изучать зрителя, понимать, что его интересует и с точки зрения репертуара, и с точки зрения театральной формы. И все эти вопросы мы задаем себе, во-первых, для того, чтобы понять, как это устроено сегодня, а, во-вторых, для того, чтобы понять, как это может изменяться в будущем.

– Планируется ли в ГИТИСе открыть набор абитуриентов на ваше направление?
– Это будет не кафедра, а лаборатория, которая нужна для того, чтобы проводить исследования и заниматься разработкой экспериментального продукта. Нам бы очень хотелось впоследствии, чтобы студенты, которые будут вовлекаться в работу лаборатории создавали какие-то экспериментальные спектакли и уезжали с ними в регионы. Не хотелось бы чтоб деятельность лаборатории заканчивалась в пределах Садового кольца. Нам кажется, самое важное – это работать в провинции.

Величайшим достоянием русского театра является репертуарный театр, который во все времена существовал и продолжает существовать и поныне. И эта форма воспроизводится, развивается и привлекает внимание зрителя. В то же время появляются новые театральные формы, в частности, иммерсивные постановки.

С точки зрения взгляда в будущее мы полагаем, что те студенты, которые сегодня учатся сегодня в театральных вузах, через двадцать лет будут формировать театральный продукт и создавать соответствующие тренды. Вместе со студентами мы будем размышлять и фантазировать по поводу того, каким будет театр будущего.

- И каким, по-вашему, он будет?
- В любом случае театр сохранит классические формы, которые существуют во все времена. Как известно, ни кино, ни телевизор не смогли конкурировать с театром, потому что это «живой продукт». И люди всегда будут стремиться в театр и выбирать, что больше им по душе и по тематике, и по репертуару, и по исполнению.

Взгляд в будущее не лишен смысла хотя бы потому, что размышления об этом позволяют увидеть какие-то тенденции и что-то постепенно менять. Например, столичные театры очень активно экспериментируют и с формой, и с театральным пространством, и взаимодействуют со зрителем. Такие эксперименты важны с одной стороны, для того, чтобы театр развивался, с другой стороны, они закладывают изменения, которые могут произойти не только в столице, но и в провинции, ведь провинциальные театры – это наше богатство. Но, к сожалению, им, особенно тем, которые не получают государственного финансирования уделяется крайне мало внимания и со стороны государства, и это буквально выживание на грани банкротства.

Вопрос театральной экономики очень важен, потому что от того, каким образом государство будет реализовывать культурную политику в театральном деле, очень многое зависит. И главное, при этом не должен страдать зритель - в любом городе, где достаточно населения, должны быть свои театры.

Источник: http://www.teatral-online.ru/news/22450
ИЗВЕСТИЯ

Футурология театра

5 сентября 2018

Ректор ГИТИСа Григорий Заславский — о том, почему необходимо исследовать не только прошлое, но и будущее искусства.
ГИТИС запустил «Лабораторию будущего театра» — проект, посвященный футурологическим исследованиям в области искусства и зрительских интересов. Мы пока делаем первые шаги, однако уже можно говорить о результатах как минимум одного исследования. Мы подсчитали театры в России, чем толком никто не занимался с 1985 года, когда еще в СССР начался бум театров-студий.

Часто можно услышать, что в России 613 театров, а если с подведомственными, отраслевыми — то, кажется, 665. Но за этими «рамками» — частный «Коляда-театр», который сегодня во многом определяет представление о русском театре как таковом за рубежом, поскольку он часто выезжает на гастроли в Европу. Или театр «Квартет И», цитатами из спектаклей и фильмов которого мы оперируем в повседневной жизни. Таких коллективов, пусть менее известных, набралось больше тысячи. А если не знать, сколько всего в России театров, государственных и частных, значит, мы толком ничего не можем сказать и о репертуаре, о вкусах… А теперь кое-что уже можем.

Идея создать подобный проект появилась давно. Когда я пришел в ГИТИС в мае 2016-го года, у меня было понимание, что это мой любимый институт, что он замечателен и прекрасен, но предстоит еще многое сделать для того, чтобы все вокруг признали, что он — один из лучших вузов мира. Конечно, ГИТИС знают за рубежом, но пока ни в одном международном рейтинге его нет. Впрочем, как и других российских театральных школ. Я понимал, что для достижения этой цели придется потратить не один год. Какие-то проекты и дела — совершенно очевидные, понятные, а другие — должны быть немножко или даже «множко» безумными. Среди последних — идея создать кафедру изучения будущего театра.

Но кафедра предполагает подготовку специалистов, а мы тут занимаемся исследованиями — значит, создавать решили лабораторию. Авторитетный социолог, получивший известность своими работами по разнообразным подсчетам в области отечественного кинематографа и его аудитории, доцент РАНХиГС Олег Иванов отвечает у нас за социологию, а за экспериментальную театральную программу — будет и такая — взялся один из самых опытных российских продюсеров и новаторов театрального дела Эдуард Бояков.

Рождению проекта предшествовали две истории. Однажды я прочел интервью новосибирских дизайнеров, приглашенных в проектный институт одного известного японского автоконцерна. Среди прочего там разрабатывались модели машин, которые предполагалось выпускать на рынок в 30-е годы XXI века, и игрушки, предназначенные для нынешних детей, чтобы когда они подрастут, купили именно эти модели.

Или другой пример. Как-то моего знакомого пригласили на футбол. На стадионе в ложе он познакомился с бывшим тренером одной известной английской команды, который рассказал, как за пару недель до важной игры получил письмо. Открыл объемный пакет, мельком полистал — много страниц, отложил в сторону. Игру его команда проиграла, тренера отставили, у него появилось много свободного времени и он снова наткнулся на письмо. Открыл, начал читать. Оказалось, ему писал нобелевский лауреат, сообщивший, что пропустил игры соперников его команды через какую-то свою программу. Посмотрев его исследование, тренер схватился за голову: если бы он прочитал послание раньше, всё могло бы сложиться совсем по-другому.

Придя в ГИТИС, я быстро убедился, что все эти футурологические исследования не бессмысленны и в театре. Это не значит, что мы сможем четко спрогнозировать, каким будет театр в России через пять или 10 лет, но вот какой театр захочет видеть публика — возможно. Например, два года назад одной из самых ярких тенденций театрального сезона стали иммерсивные спектакли. Они существовали и в 1990-е, и 10 лет назад, но продавать их по 20 тыс. рублей за билет стало возможным только сейчас. На рынок пришли профессиональные люди с хорошим знанием простых, но очень полезных и хорошо работающих рекламных и маркетинговых технологий.

Очень важным источником вдохновения для наших нынешних фантазий о будущем театра послужил журнал «Станиславский». В 2007-м один из номеров мы посвятили теме: «Театр через десять лет». В его создании участвовали все тогдашние «первачи», важные фигуры не только театра, но и в целом нашей культуры: Дмитрий Бертман, Дмитрий Черняков, Николай Коляда, Кирилл Серебренников, Даниил Дондурей, Владимир Мирзоев, Иван Вырыпаев, Нина Чусова, Давид Смелянский, Юрий Григорян и многие другие. Когда вчитываешься в слова этих людей о том, как изменится театр, порой поражаешься: к примеру, Григорян почти дословно смоделировал моду на иммерсивный театр. Сегодня этот старый разговор позволяет взглянуть и на то, каким был театр тогда, 10 лет назад, и на то, каким виделся оттуда сегодняшний театр. И одновременно, видя погрешности тогдашних фантазий, попробовать заглянуть в театр 2028-го года.

Разговаривая со специалистами по театру в Европе и Америке, я вижу, какое любопытство возникает у них к нашим исследованиям, как интересно всем поработать с результатами. Уверен, в будущем проект позволит вывести наши научные занятия на международный уровень. В планах — регулярная издательская деятельность. Мы будем привлекать к проекту специалистов из разных стран. Моя мечта — найти умника в Европе, а может в Азии или Африке, пригласить в Россию, поселить в спокойном месте наподобие европейских художнических резиденций, чтобы он мог ходить в театры, думать, а через год написать книжку. Я надеюсь, у него получится что-то более содержательное, чем «Московский дневник» Вальтера Беньямина, который сегодня так хорошо читают в Москве.

Сегодняшний мир требует куда более оперативного вовлечения в международные театральные процессы. Иначе мы и дальше будем, разводя руками, досадовать, что опыт театра абсурда в СССР, а потом в России прошел мимо нас. Мы на протяжении очень долгого времени были в авангарде всех театральных новаций, но сегодня многое по-настоящему новое и интересное появляется в разных, порой неожиданных уголках мира. Плестись в хвосте нам как-то не с руки.

Автор — ректор ГИТИСа, театральный критик, кандидат филологических наук
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник: https://iz.ru/784527/grigorii-zaslavskii/futurolog...
MK RU

В Москве появилась лаборатория будущего театра
Статистика свидетельствует: средний возраст театрала — 39 лет

Марина Райкина, 30.08.2018

Сколько в России театров, государственных и частных? Какое будущее их ждет и вообще, каким видится театр будущего? Похоже, появилась организация, которая берет на себя смелость заниматься футурологическими прогнозами на территории театрального искусства. Проект «Лаборатория будущего театра» представили на суд общественности в Москве.
Эта дерзкая затея родилась в ГИТИСе, и, соответственно, ее представлял ректор Григорий Заславский. В компании с ним оказались режиссер, председатель Русского художественного союза Эдуард Бояков и эксперт-аналитик, доцент РАНХиГС Олег Иванов, а также представители исследовательской компании «Киноэкспертиза» Надежда Астахова и Никита Большаков. Как выяснилось, «Лаборатория будущего театра» работает уже с марта и на данный момент у нее есть кое-какие итоги, например статистические.


— Особенно нас интересовали театры, не имеющие государственного финансирования, — рассказал собравшимся Олег Иванов. — Таким образом, мы решили организовать перепись всех театров, создать базу. И вот какие цифры мы получили: 1056 негосударственных театров из 1762 всего работающих на территории РФ, из них 384 с детским репертуаром. То есть имеющие детский репертуар как основной. Также очень важным для нас показалось то, что 309 театров, расположенных вне столичных центров, — это порядка 17,5%, 713 в Москве и Санкт-Петербурге, 740 в столицах регионов, 309 где-то еще.

Спикер подчеркнул важность подобной переписи для последующих шагов: «Мы очень надеемся, что также будут проведены какие-то реформы на уровне трансформации самой государственной системы статистического наблюдения».

Работа лаборатории делится на две части — исследовательская и творческая, вот за творчество ответит в ней Эдуард Бояков, хорошо известный многими большими проектами («Золотая маска», «Политеатр», театр «Практика») и изменчивостью политических взглядов. По его мнению, творческая работа будет вестись в нескольких направлениях, а заниматься поисками новых форм театра будущего станут резиденты: философ/искусствовед, сценограф/художник, режиссер, продюсер и драматург. На первом этапе лаборатория намерена собрать информацию обо всех существующих мировых программах, институтах и кафедрах, которые занимаются футурологией и статистическими исследованиями. На основе собранных данных будут проводиться креативные сессии и конференции.

— Каждый год мы будем завершать проведением фестиваля и выпуском альманаха, — сказал Бояков. — Он будет фиксировать результаты годовой работы лаборатории. Но глобальная академическая задача состоит в том, чтобы не просто создавать информационные поводы, но создавать смыслы и фиксировать их.

Смыслы пока не созданы, зато есть исследования, посвященные театральному зрителю: их представили Надежда Астахова и Никита Большаков. Согласно им самыми активными посетителями театров по-прежнему остаются женщины. Средний возраст — 39 лет, довольно большой процент аудитории составляют люди моложе 27 лет. Основная мотивация похода в театр — получение эмоций, а причина выбора конкретных постановок — сюжет спектакля, тематика, советы друзей и знакомых.

Источник: https://www.mk.ru/culture/2018/08/30/v-moskve-poya....
АГЕНТСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Фонд «Вольное дело» вместе с ГИТИСом составляет портрет театрального зрителя

30.08.2018

Проект «Лаборатория будущего театра» будет проводить футурологические исследования в области театра и искать новые формы театра будущего.
«Лабораторию» возглавили ректор ГИТИСа Григорий Заславский, режиссер, председатель Русского художественного союза Эдуард Бояков и эксперт-аналитик, доцент РАНХиГС Олег Иванов.

Первый этап работы заключался в составлении списка существующих в России театров. Как показало исследование, в нашей стране на сегодняшний день действует 1 762 театра, из них 1 056 негосударственных. 384 культурных учреждения ставят спектакли для детей. Больше всего театров (713) в Москве и Санкт-Петербурге, 740 расположены в центрах российских регионов. Почти половина (43,4%) — это драматические, а 12% — кукольные.

Сейчас «лаборатория» работает над созданием портрета театрального зрителя. Исследование подтвердило, что в театр ходят в основном женщины, а средний возраст театрального зрителя — 39 лет. 60% посещают театры раз в два-три месяца или чаще. В основном зрители (73%) утверждают, что ходят в театр из-за близости к дому или доступности транспорта.

57% театралов получают информацию о спектаклях через интернет, 27% полагаются на отзывы друзей и знакомых и только 0,9% прислушиваются к отзывам профессиональных критиков. В анкетном опросе участвовало 2,5 тыс. зрителей из пяти городов.

Исследование продолжится в сентябре. «Лаборатория будущего театра» проведет опросы среди всех групп аудиторий, имеющих отношение к театру: критиков, теоретиков, режиссеров, драматургов, актеров, преподавателей и студентов театральных вузов.

Также эксперты соберут данные обо всех существующих мировых программах, институтах и кафедрах, которые занимаются футурологией и статистическими исследованиями в театральной сфере. Ежегодно исследовательская работа «лаборатории» будет завершаться фестивалем, на котором планируют презентовать альманах с собранными исследованиями.

Фонд Олега Дерипаски «Вольное дело» – одна из крупнейших российских частных благотворительных организаций, финансирование деятельности которой известный российский промышленник Олег Дерипаска начал в 1998 году. Фонд поддерживает отечественное образование и науку, содействует сохранению культурно-исторического наследия, решает значимые социальные проблемы.

Источник: https://www.asi.org.ru/news/2018/08/30/teatr-gitis...
ИА "InterMedia"

«Лаборатория будущего театра» ГИТИС нарисовала демографический портрет современного театрала

29.08.2018

Российский институт театрального искусства (ГИТИС) представил результаты исследований своей «Лаборатории будущего театра» на пресс-конференции в ТАСС 29 августа 2018 года. «Лаборатория» запущена в июне 2018 года.
Как сообщает «Независимая газета», над созданием демографического портрета современного зрителя и обширной статистикой российских театров (количество, принадлежность, классификация) трудились эксперты-аналитики лаборатории – доцент РАНХиГС Олег Иванов, специалисты по исследовательской работе и экспертизе компании «Киноэкспертиза» Надежда Астахова и Никита Большаков. Подсчитав работающие в России театры – государственные и негосударственные, которые сегодня в равной степени активно формируют культурную среду, эксперты получили данные превышающие официальную статистику даже по бюджетным театральным учреждениям. А независимые театры госстатистика и вовсе не видит.

Лабораторией учитывались только театры профессиональные с продажей билетов на спектакли. Итого – нашлось 1.056 негосударственных из 1.762 работающих на территории страны, оказалось, что каждый пятый театр имеет детский репертуар, а 309 театров (17,5%) расположено вне столичных регионов. Преимущественно негосударственными театрами являются антрепризы и продюсерские компании, лаборатории и экспериментальные театры, арт-площадки, театры пластики и танца, комбинированные театры. Причем в регионах независимых театров порой больше, чем государственных.

Живое анкетирование в 13 театрах пяти городов, в котором участвовали около 2500 посетителей, выявило, что современный театральный зритель – это женщина, средний возраст которой составляет 39 лет. Больше половины опрошенных посещают театры 2-3 раза в месяц, 20 % – до нескольких раз в месяц. Обычно, выбирая постановку для посещения, зрители руководствуются советами друзей, спецификой сюжета и участием известных и любимых актеров. И, естественно, ориентируются на страничку театра в интернете. Любопытно, что те, кто сейчас является активным театралом, впервые пришел в театр до 10 лет. Из этого можно сделать вывод о том, как важно развивать и поддерживать детский театр.

За творческий кластер лаборатории отвечает продюсер Эдуард Бояков. По его мнению, сегодня, когда в театр приходят новые технологии, нужно пересматривать саму идею этого искусства. Творческая работа будет посвящена лабораторному поиску в каждой из театральных профессий – философ-театровед, сценограф, продюсер, режиссер, драматург. От исследований и проектирования с творческими сессиями к созданию моделей нового театра, которые будут предложены впоследствии профессиональному сообществу – такую программу предполагается осуществить. Для выработки четкого терминологического аппарата участники будут сотрудничать, в том числе, с философским факультетом МГУ.

В будущем руководители лаборатории видят ее задачу в проведении футурологических исследований в области театра.

- Мне кажется важным, чтобы ГИТИС стал лидером в научных исследованиях, – рассказал ректор вуза Григорий Заславский. - Это будет не только сухая научно-исследовательская и социологическая деятельность для понимания того, где сегодня находится наш театр, и куда он движется. Экспериментальная творческая работа станет важной частью деятельности лаборатории.

«Лаборатория будущего театра» начнет заниматься футурологией в конце 2018 года. Параллельно она займется и обзором существующих мировых программ, институтов и кафедр. Исследования будут представлены и в электронном открытом архиве, и в виде альманахов, и в виде творческого регионального фестиваля «Неделя будущего театра» (сентябрь 2019-го). С ноября по май 2019 года планируется проведение конкурса студенческих работ на тему театра будущего.

Источник: https://www.intermedia.ru/news/326678
TV KULTURA

В ГИТИСе появится "Лаборатория будущего театра"


29.08.2018

В ГИТИСе запускают новый проект «Лаборатория будущего театра». Его задача - изучать, в каком направлении развивается сценическое искусство. На презентации проекта была Валерия Кудрявцева.
В современных реалиях, когда театр меняется едва ли не с большей скоростью, чем когда-либо прежде, Российский институт театрального искусства решил заглянуть в будущее. Еще в марте создана «Лаборатория будущего театра», задача которой - футурологические исследования искусства Мельпомены. «Мне казалось, что важно, чтобы ГИТИС стал лидером по существенным научным исследованиям в области театра. Это не будет новым факультетом ГИТИСа, это будет научно-исследовательская и творческая лаборатория», - комментирует ректор ГИТИСа, руководитель лаборатории Григорий Заславский.

На публику авторы проекта вышли, уже имея на руках результаты двух исследований - «Театральный зритель» и «Театры России». Первое помогает прояснить состав и преференции аудитории. Второе - количество театров и их особенности. В обоих оказались новые, неожиданные данные. «1056 негосударственных театров из 1762, работающих на территории РФ. Эта цифра сильно отличается от государственной статистики. Не более 700 театров существовало во все времена по данным официальной статистки, которую мы намеренно сместили на некоторое время, чтобы посчитать все», - говорит доктор экономических наук, аналитик лаборатории Олег Иванов.

Вместе с Григорием Заславским лабораторией руководит Эдуард Бояков. «У нас есть направление исследования, у нас есть направление лабораторного моделирования, проектирования. То есть мы будем моделировать некие события с точки зрения драматурга, продюсера, художника, сценографа и показывать эти пилоты публике», - рассказал режиссер, руководитель лаборатории Эдуард Бояков.

Исследования, стратегические сессии, конференции. Результаты очень скоро будут вынесены на суд театрального и продюсерского сообщества. Фестиваль «Неделя будущего театра» с экспериментальными постановками, перформансами, интерактивными выставками через год. В столь недалекое будущее в ГИТИСе заглядывают уже сейчас.

Источник: https://tvkultura.ru/article/show/article_id/28414...
ИО ТАСС

ГИТИС представил результаты первых исследований проекта "Лаборатория будущего театра"

В рамках проекта ГИТИС провел "перепись" российских театров и вывел образ среднестатистического театрального зрителя

29 АВГ 2018
МОСКВА, 29 августа. /ТАСС/. Российский институт театрального искусства (ГИТИС) в рамках проекта "Лаборатория будущего театра" провел "перепись" российских театров и вывел образ среднестатистического театрального зрителя. Об этом в среду сообщили руководители проекта на пресс-конференции.

"Мне казалось, что важно было бы, чтобы ГИТИС стал лидером по каким-то существенным научным исследованиям в области театра, так родилась идея кафедры изучения будущего театра. Мы не собираемся набирать студентов, это не будет новым факультетом, это будет научно-исследовательская и творческая лаборатория для понимания, где сейчас находится наш театр и куда он движется", - сказал ректор ГИТИСа Григорий Заславский.

Проекты "Лаборатории"

Один из руководителей "Лаборатории", доцент РАНХиГС Олег Иванов представил первое из двух проведенных исследований. "Вы знаете слово "перепись"? Мы такую же перепись решили провести по отношению к театрам. Результатом нашего исследования стала база театров, которые делают платные спектакли. На данный момент в ней находится 1056 негосударственных театров из 1762 всего работающих на территории России", - отметил он.

Иванов добавил, что результаты исследований отличаются от цифр в государственной статистике. "Мы рассчитываем, что на государственном уровне система статистического наблюдения должна измениться, потому что, по нашим исследованиям, она не видит больше половины театров, которые действуют на территории РФ и на регулярной основе осуществляют коммерческий показ спектаклей для зрителей", - пояснил он.

Источник: https://tass.ru/kultura/5502040
Вечерняя Москва

Ученые ГИТИСа изучат будущее театра


Маргарита Булгакова, 29.08.2018

Экспериментальная творческая работа станет важной частью деятельности лаборатории. Ученые и специалисты Российского театрального искусства приступили к изучению будущего театра.
По словам ректора вуза Григория Заславского, проект позволит понять, на каком месте сейчас находится театр и куда он будет двигаться в будущем.

Свои первые научные исследования в области театра и его аудитории лаборатория проводила с июля по август 2018 года. По результатам ученые смогли сделать следующие выводы: один государственный театр в среднем ставит 41 постановку, в то время как негосударственный — всего 11. Средний возраст зрителя — 39 лет, а 60% зрителей ходят на спектакли один раз в 2–3 месяца.

— Подготовка студентов предполагает образ будущего, который должен быть у педагогов. Мы должны понимать, что живем в ситуации, когда театральные жанры и театральный язык претерпевают совершенно невероятные изменения. Сегодня мы имеем дело с технологическими прорывами, — отметил председатель Русского художественного союза Эдуард Бояков.

Лаборатория продолжит свою работу над футурологическими исследованиями, а также разработает концепцию для творческих сессий.
Источник: https://vm.ru/news/530971.html