ПОРТРЕТ АУДИТОРИИ ДРАМАТИЧЕСКИХ ТЕАТРОВ
ВСЕРОССИЙСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ АУДИТОРИИ

(ПЕРВЫЙ ЭТАП)


Москва, 2018
Аннотация
Настоящий отчет отражает результаты первого этапа Всероссийского исследования театральной аудитории, проведенного Лабораторией будущего театра ГИТИС в рамках Договора пожертвования между Фондом поддержки и развития театрального образования и Фондом поддержки социальных инноваций «Вольное дело». В рамках отчета дано развёрнутое описание портрета современного зрителя драматических театров с т.н. «классическим репертуаром» по его социально-демографическим и социокультурным параметрам. Результаты работ предлагаются для обсуждения в профессиональном сообществе.

Авторы исследования:
Н.В. Астахова (руководитель работ)
Н.В. Большаков (проведение анкетного опроса)
А.В. Гринцова (проведение он-лайн опроса)
Ю.Г. Корнеева (редактор)
Е.И. Додонова (проектный менеджер)

Руководитель Лаборатории будущего театра Г.А. Заславский
Куратор исследовательских программ О.В. Иванов

© ГИТИС
© Коллектив авторов

ВВЕДЕНИЕ
Данный отчет отражает результаты первого этапа Всероссийского исследования театральной аудитории, целью которого является построение социокультурного и социально-демографического портрета современного театрального зрителя на базе двухэтапного всероссийского социологического опроса. На настоящий момент завершен только первый этап, включающий в себя очный опрос зрителей 13 российских театров, а также онлайн-опрос театральных зрителей, поэтому описанные в рамках данного отчета результаты можно считать предварительными.

Основной задачей на первом этапе исследования являлось построение портрета театрального зрителя, описание ключевых зрительских практик, связанных с посещением театра, а также различий между активными, регулярными и нерегулярными театральными зрителями.

Дизайн исследования

Целевой аудиторией опроса стали посетители спектаклей драматических театров различных городов Российской Федерации. В качестве метода сбора данных в исследовании использовался опрос, который проводился в двух формах: интервью (face-to-face) и самозаполнение анкет зрителями на территории отобранных театральных организаций в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Нижнем Новгороде и Минусинске, а также интернет-опрос на сайтах всех театральных организаций, разместивших предложенную ссылку на интернет-анкету. В рамках очного опроса на первом этапе исследования сбор данных проводился специально подготовленными интервьюерами. В рамках интернет-опроса данные собирались с использованием специализированного профессионального сервиса для сбора данных в онлайн формате, что позволило расширить географию исследования, охватить сложно достижимые группы зрителей и повысить качество данных.

Общий объем выборочной совокупности составил 4385 респондентов (2805 посредством опроса зрителей в театрах и 1580 человек посредством интернет-опроса) респондентов.

Срок первого этапа проекта

Июль – ноябрь 2018 года.
1. ПОРТРЕТ АУДИТОРИИ ДРАМАТИЧЕСКИХ ТЕАТРОВ
Построение портрета аудитории драматических театров стоит начать с описания ключевых социально-демографических характеристик зрителей: пола и возраста. Приведенная на Графике 1 схема отражает явное смещение аудитории по полу, то есть большая доля посетителей театров – женщины (81%), в то время как доля посетителей-мужчин не превышает одной пятой части выборки (19%).

Говоря про возраст, можно отметить, что в соответствии с результатами опроса прослеживается, что наиболее часто театры посещают люди среднего возраста и молодые люди, то есть зрители в возрасте от 16 до 49 лет. Средний возраст аудитории данных культурных учреждений составляет 38 лет.
Для того, чтобы наглядно показать структуру посетителей театров по возрасту на Графике 2 представлена диаграмма, отражающая соотношение аудитории театров по возрастным группам. Более половины всех зрителей составляют люди среднего возраста, относящиеся к возрастным группам 26-35 (26,5%) и 36-45 лет (25,1%).

Помимо этого, в театры часто ходят люди от 46 до 55 лет, доля которых составляет 20,5%, а также молодые люди 18-25 лет (18,9% от всех посетителей театров). Наименьшая доля посетителей относится к группе самых старших зрителей 56+ лет (1,5%), а группа самых молодых посетителей (до 18 лет) составляет 7,6%.
Приведенная таблица 1 отражает половозрастную структуру посетителей театров. Можно заметить, что среди женщин наибольшую долю аудитории составляют возрастные группы 26- 35 лет и 36-45 лет (по 25,8%). Среди мужчин наиболее активно в театры ходят люди 26-35 лет (29,4%). Меньшие доли среди посетителей-мужчин составляют возрастные группы 36-45 лет (22%) и 18-25 лет (21,4%).

Театр также часто посещают женщины 46-55 лет, доля которых составляет 21,9% среди аудитории женского пола. Наиболее редкими посетителями среди женщин являются младшая возрастная группа – до 18 лет (6,6%), а также группа взрослых посетителей (1,5%). Младшая (11,6%) и старшая (1,3%) возрастные группы также являются наименее активными в плане посещения театра и среди мужчин.
Остановимся теперь на степени образованности посетителей театров (График 3). Абсолютное большинство театральных зрителей составляют высокообразованные люди. Можно отметить, что более половины аудитории имеют одно высшее образование (57,6%), еще 13,1% имеют несколько высших образований, а 4,4% обладают ученой степенью.

Можно заключить, что более 75% посетителей имеют образование выше среднего. Незаконченное высшее образование имеют 8,7%, основная доля которых, как показывает анализ, приходится на молодых людей от 18 до 21 года, иными словами, посетителей-студентов. 4,2% аудитории имеют неполное среднее образование и относятся к людям 10-17 лет, то есть школьникам. Частью респондентов была указана принадлежность к группе людей со средним образованием, которые также в большинстве своем попадают в возрастную категорию школьников или студентов. Помимо среднего и высшего образования, часть опрошенных посетителей имеют среднее специальное образование (6,6%). Тем самым, большая доля посетителей обладают как минимум одним высшим образованием, а остальная часть находится в процессе получения образования.
Говоря о составе посетителей театров по семейному положению (График 4), можно отметить, наибольшую долю зрителей составляют женатые/замужние или холостые/не замужние зрители – 44% и 41% соответственно. Еще у 11% посетителей театров есть любимый человек, с котором они не состоят в браке, а 4% являются вдовцами или вдовами.
Для того, чтобы узнать экономический статус аудитории культурных институций, респондентов попросили оценить уровень материальной обеспеченности с помощью выбора суждений о доходах. На Графике 5 изображены доли посетителей, выбравших различные варианты ответов. Так, доля тех, кто выбрал вариант ответа «Живём крайне экономно, на еду денег хватает, но во всем остальном приходится себя ограничивать» составляет всего 4,3%. 7,7% опрошенной аудитории театров составляют те, кто отметил суждение «На ежедневные расходы хватает, но покупка одежды уже представляет трудности».

Доля тех, кто не испытывает существенных финансовых ограничений составляет 76,2% и к ним относятся респонденты, выбравшие следующие варианты суждений о своем благосостоянии: «На еду и одежду хватает, но покупка крупной бытовой техники без обращения к кредиту или предварительного накопления проблематична» (23,9%), «В целом обеспечены, но не можем позволить себе дорогостоящие приобретения (автомобиль, путешествия и т.д.) без обращения к кредиту и предварительному сбережению» (52,3%). 11,8% всех опрошенных относят себя к группе людей, не испытывающих никаких финансовых ограничений «Хорошо обеспечены, можем достаточно легко позволить себе покупку автомобиля и дорогостоящий отдых». Можно заключить, что большая доля посетителей театров относятся к среднему, высшему среднему и высшему классу по материальной обеспеченности.

Основным родом занятий (График 6), характерным для посетителей театров, является работа на позиции специалиста с высшим образованием, (не руководитель), к данному виду занятости относят себя 30,5% всех опрошенных. 14% респондентов являются учениками школы или студентами вуза, 12,3% находятся на должности с творческой составляющей.

Помимо этого, 14% посетителей театров занимают руководящие должности (руководители подразделений или предприятий), 3,6% занимаются своим бизнесом (т.е. являются владельцами крестьянских хозяйств/предприятий или индивидуальными предпринимателями). Служащими являются 7,1% опрошенных, а 2,1% относят себя к квалифицированным или неквалифицированным рабочим. 2% респондентов – фрилансеры, 3,7% заявляют о себе как о домохозяине/домохозяйке. 6,5% опрошенных являются нетрудоспособными в силу пенсионного возраста или инвалидности, а безработными себя называют 1,6%.
Отдельный блок вопросов был посвящен дороге до театра и времени, затрачиваемому на путь до театра. В первую очередь зрителям задавался вопрос о том, являются ли они жителями того города, в котором расположен театр. Из опрошенных посетителей (График 7) театров более 20% оказались приезжими. Дорога до театра в среднем занимает у посетителей от 30 минут до часа, что видно на графике 8. Наиболее часто встречающимися ответами на данный вопрос являются 31-45 минут (29,8%) и 46-60 минут (27,1%). В непосредственной близости от театра проживают 8,1% посетителей, для которых дорога может занимать до 10 минут (2,3%) или от 11 до 20 минут (5,8%). В наибольшем отдалении от театра находятся 24,1%, чья дорога до театра занимает от часа до более чем двух часов.


2. АКТИВНОСТЬ ЗРИТЕЛЕЙ
В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Большинство современных театральных зрителей являются активными пользователями социальных сетей и медиа различных типов.

Полученные результаты, представленные на Графике 8, указывают на то, что наиболее популярной социальной сетью является Вконтакте, которым пользуется больше 60% от опрошенных зрителей (61,3%). Далее за ним следует Instagram (53,8%), а третьим по популярности с небольшим отставанием выступает Facebook (47,2%). Менее популярными социальными сетями среди посетителей театров являются Одноклассники (15,7%), Twitter (7%), LiveJournal (3,1%) и Мой Мир (2,2%). Под «другое» попали следующие сети, отмеченные респондентами: Телеграм, ВКонтакте, Twitch.ru, WhatsApp, Viber и некоторые другие сайты.
Больше половины зрителей отмечают, что перед походом в театр они посещали сайт данного театра или его страницы в социальных сетях (График 9), однако на вопрос о том, планируют ли посетители оставить отзывы о просмотренном спектакле в интернете, большая доля опрошенных ответила отрицательно (График 10). В то же время в целом, информацию о своей театральной жизни в социальных сетях размещают 40,8% опрошенных (График 11).
Большая часть среди тех, кто ответил, что собираются оставить отзыв, доля которых составляет 17,4%, намерены сделать это в социальной сети Instagram. У ряда респондентов есть желание оставить отзыв в таких социальных сетях, как: Facebook, ВКонтакте, Одноклассники. Кроме того, зрители собираются оставить отзыв о спектакле и на сайте посещенного театра или на таких порталах, как Яндекс.Афиша и TicketLand.ru.
Следует отметить, что практически половина опрошенных посетителей делала фотографии во время посещения театра (48%). Из наиболее частых точек для совершения снимков можно отметить следующие: зрительный зал, сцена, фойе театра, балкон, амфитеатр и буфет. Чаще всего посетители, с их же слов, фотографируют себя, друг друга, сцену и актеров, а также брошюры.

3. ПОСЕЩЕНИЕ ТЕАТРА
И ПОКУПКА БИЛЕТОВ

Современный театральный зритель в России – это человек, часто посещающий театр. Больше половины опрошенных респондентов (График 12) относятся к активной аудитории и ходят в театр хотя бы один раз в месяц. Из них примерно раз в месяц 27,8%, а несколько раз в месяц – 22,4%. Также достаточно часто, один раз в 2-3 месяца, в театр ходит 19% опрошенных зрителей. К числу редко посещающих относится всего 6,9% зрителей, а около 0,9% зрителей вообще пришли в театр впервые на момент опроса.
Больше половины зрителей отметили, что ключевым мотивом для похода в театр для них являлось желание посмотреть на работу определённых актеров или режиссера. В число лидеров вошли также такие факторы, как возможность пережить яркие эмоции и сопереживание героям, желание посмотреть определенный спектакль и расширить кругозор, узнать новое. Замыкает пятерку самых значимых для зрителей театра мотивов желанием зрителя получить повод для раздумий, которое отмечено также почти половиной театральных зрителей. Около трети театралов, направляясь в театр, надеются развлечься и поднять себе настроение, а около четверти – отдохнуть от обыденных и житейских дел. Праздничность и необычность атмосферы, а также возможность провести время с любимыми люди становится важным фактором похода в театр для пятой части зрителей. Желание «побыть на людях» и другие факторы оказались значимы не более, чем для 6% зрителей.
Если оценивать постоянство театральных предпочтений зрителей (График 14), то можно отметить, что среди респондентов встречается большое число зрителей, лояльных конкретным театрам. 12% зрителей ходят в одни и те же театры хотя бы один раз в месяц, а 11,2% – один раз в 2- 3 месяца. Наиболее частой периодичностью возвращения в конкретные театры – является посещение несколько раз в год, или реже одного раза в год. В свою очередь, больше четверти опрошенных ответили, что впервые пришли в театр, в котором им было предложено заполнить анкету и принять участие в опросе.
Любовь к театру прививается детям с младшего возраста. В соответствии с результатами опроса (График 15) можно отметить, что большая часть зрителей впервые попала в театр в возрасте младше 6 лет. Еще почти треть зрителей указали, что познакомились с театром в возрасте 7- 10 лет. В подростковом возрасте 11-16 лет театр для себя открыли 17% зрителей. В старшем подростковом возрасте в театр впервые попали 5% респондентов, в возрасте 19-21 года – около 3% и, наконец, в возрасте старше 21 года – еще 5,6% зрителей.
При этом, наблюдается прямая связь между возрастом первичного прихода в театр и частотой посещения театра в дальнейшем (коэффициент корреляции Спирмена значим на уровне 0,01): чем раньше человек попал в театр, тем с большей вероятностью он будет принадлежать к активной театральной аудитории в старших возрастах. Причем, приобщать ребенка к театру лучше всего в дошкольном возрасте. Так, среди тех, кто попал в театр до 6 лет, доля активных зрителей превышает 56%, в возрасте 7-11 лет – 50%, тогда как для остальных групп она не превышает из 45%, опускаясь до 39% для тех, кто попал в театр впервые после достижения 21-летнего возраста.

Абсолютное большинство зрителей (График 16) отмечает, что следит за различными театральными новостями и премьерами, причем треть зрителей делает это регулярно, а еще треть – время от времени. 16% зрителей делают это относительно редко и примерно столько же вообще не следит за новостями и премьерами.
Отдельный блок вопросов был посвящен тому, какие факторы являются для зрителей ключевыми при выборе конкретной театральной постановки. Результаты ответа на данный вопрос представлены на Графике 17.

При выборе театральной постановки зрители обращают внимание, в первую очередь, на участие любимых актеров, личность режиссера, а также сюжет и тематику спектакля. Во второй блок по значимости входят такие факторы, как характер спектакля, совет друзей и знакомых, произведение, положенное в основу постановки, а также сам театр – четверть зрителей отмечает, что, в первую очередь, ими двигало желание посетить определенный театр, а сам спектакль имел лишь второстепенное значение. 15,3% опрошенных респондентов, выбирая спектакль, уделяли внимание тому, заняты ли в нем известные актеры.

К числу слабо значимых факторов можно отнести известность самого спектакля, отзывы обычных зрителей в интернете, а также отзывы профессиональных критиков и потенциальную зрелищность спектакля. Наименее значимым фактором выбора спектакля оказалась непосредственно реклама. Не более 3 процентов зрителей выбирают постановки на основании увиденной рекламы.
Важно отметить, что почти вся коммуникация между зрителями и другими агентами, предоставляющими информацию о театре, происходит на сегодняшний день в интернете (График 18). Самым популярным источником получения информации о театральных постановках у зрителей являются интернет-СМИ, отмеченные 2/3 опрошенных зрителей. Также очень важную роль играет информация, распространяемая среди друзей и знакомых, либо в интернете через социальные сети, либо в реальной жизни. Несколько менее значимыми, однако, все еще важными являются такие источники информации, как специализированные сайты в интернете, афиши театров и наружная реклама. Телевизионные передачи о театре смотрят менее 20% зрителей, печатные СМИ читают – не более 15%, а радиопередачи слушают около 4,8% от числа всех зрителей.
Данные, полученные в ходе опроса (График 19), позволяют сделать вывод о том, что большинство зрителей приходят на спектакли в компании своих друзей или подруг. Доля тех, кто выбрали данный вариант ответа на выборке составляет 42,8%. Чуть больше четверти зрителей пришли в театр в одиночестве и около 1/5 части – вместе со своими супругами. К ним можно добавить 11,1%, которые пришли в театр вместе со своими партнерами (любимыми людьми, девушками, молодыми людьми). Родители составили компанию для 16,1% зрителей, а дети – для 15,1%, то есть, на генеральной совокупности доли родителей и детей будут совпадать. Еще 9,3% пришли в театр вместе с другими родственниками, а 10,2% – вместе с коллегами по работе или учебе.
В абсолютном большинстве случаев, как следует из Графика 20, инициаторами похода в театр выступали сами респонденты: доля тех, кто выбрал данный вариант ответа, превышает 2/3 от числа всех опрошенных. В 1/5 части случаев инициатива принадлежала друзьям респондента. Такие члены семьи, как супруги или родители проявляли инициативу примерно в 7% случаев, а коллеги по работе или учебе – в 5,6% случаев. Остальные варианты ответа набрали не более 5% от общего числа ответов.
Отдельный блок вопросов был посвящен процессу покупки билета в театр, а также восприятию его стоимости.

Наибольшая доля опрошенных посетителей, как видно из Графика 21, указали, что приобрели билет в Интернете на сайте театра (31%). Еще две крупные доли посетителей купили билет в кассе театра (21,1%) или не приобретали билет, то есть получили его бесплатно (17,9%). 14,2% купили билет на специализированных сайтах, 3,9% приобрели его у частного распространителя, а доли по 2,7% составили те, кто получил билет по корпоративной программе и приобрел его в киоске. Под разделом «Другое» респонденты отмечали следующие каналы получения билетов: контрамарка, специальная акция (для студентов/пенсионеров/иных льготных категорий граждан), приглашение (друзей/коллег/семьи/театра), аккредитация, выигрыш/приз, получение билета от социальной организации (детям/ветеранам/пенсионерам/иным льготным категориям граждан).
Зрителям, которые покупали билеты самостоятельно был задан вопрос о том, считают ли они стоимость купленных ими билетов завышенной или заниженной (График 22). Расценки на билеты кажутся большинству опрошенных посетителей театров оптимальными (47,7%). 13,9% респондентов считают стоимость на билеты скорее высокой, а 9,1% указывают, что она скорее низкая. 4,1% считает цены на билеты достаточно высокими, а 9,4% наоборот указывают на то, что они стоят недорого.


4. ОПИСАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ ТЕАТРАЛЬНЫХ ЗРИТЕЛЕЙ
В ходе анализа были выделены три категории зрителей на основании их активности посещения театра: в категорию «Активных зрителей» вошли респонденты, которые отметили, что посещают театр хотя бы раз в месяц. К числу «Регулярных зрителей» были отнесены те, кто посещает театр один раз в 2-3 месяца или несколько раз в год. Остальные зрители, посещающие театр раз в год и реже, и те, кто на момент опроса пришли в театр впервые, были укрупнены в категорию «Нерегулярные зрители».

Если проводить сравнение выделенных категорий (Таблица 2), то, в первую очередь, необходимо отметить, что доля мужчин среди нерегулярных зрителей значимо превышает долю мужчин в остальных группах (29% против 17% и 18,5%), тогда как максимальная доля женщин наблюдается как раз среди самых активных зрителей (82,8%). Коэффициент связи хи-квадрат значим на уровне 0,01
Сравнение категорий по возрасту (Таблица 3) позволяет установить, что средний возраст нерегулярных зрителей также значимо отличается от среднего возраста двух остальных групп. Средний возраст нерегулярных зрителей составил 36,4 года, медианное значение возраста в данной категории составило также 36 лет, тогда как в двух других группах средний возраст составил 38,7 лет, а медианное значение – 38 лет [1] .
Частота посещения театра связана также с мотивацией зрителей (Таблица 4). Коэффициент Хи-квадрат значим на уровне 0,01. Жирным в таблице выделены те ячейки, число респондентов в которых, значимо отличается в большую сторону от ситуации независимости, курсивом – значимо отличается в меньшую сторону.

Как можно увидеть, для активных зрителей ключевым мотивом является желание посмотреть на работу определенных режиссеров или актеров. Кроме того, для них крайне важна возможность посмотреть определенный спектакль, пережить яркие эмоции, сопережить героям, а также получить повод для раздумий и расширить кругозор, узнать новое. Для регулярных зрителей данные факторы также важны, однако, значимо чаще, чем активные зрители, они указывают, что хотели бы развлечься и поднять настроение, отдохнуть от обычных житейских дел, ощутить праздничность и необычность атмосферы или просто провести время с людьми, с которыми они пришли в театр (друзьями, семьей, любимыми).

Нерегулярные зрители чаще всего приходят, чтобы пережить яркие эмоции, расширить кругозор, развлечься, поднять настроение и отдохнуть от обычных житейских дел. Очень редко респонденты отмечают, что, покупая билет в театр они хотели провести время на людях, однако, регулярные и нерегулярные зрители выбирают этот вариант в 2 раза чаще активных.


[1] В качестве метода сравнения был использован дисперсионный анализ с применением апостериорного критерия Шеффе, значимый на уровне 95% доверительной вероятности.
Чем раньше зрители попадают в театр (График 23), тем выше вероятность того, что в будущем они войдут в категорию активных зрителей. Значение коэффициента ранговой корреляции Спирмена составляет 0,458 (значим на уровне 0,01), что говорит о наличии прямой связи между возрастом первого попадания в театр и частотой посещения театра старшем возрасте. При этом, максимальную роль играет попадание в театр в дошкольный период. среди активных зрителей доля тех, кто впервые попал в театр до 6 лет, составляет 42%, тогда как в категории нерегулярных – только 25%. Иначе говоря, если человек впервые попал в театр до 6 лет, тогда вероятность того, что он станет активным театралом составляет 57%, а вероятность того, что нерегулярным – только 5%. Если же зритель впервые оказался в театре уже после 21 года, то вероятность того, что он станет активным, составляет только 38%, а нерегулярным – уже 18%.
Активные зрители (График 24), как правило, регулярно следят за различными театральными новостями и событиями (55 %) и только в 5% случаев вообще не следят. Регулярные зрители, в свою очередь, чаще отмечают, что следят за премьерами и новостями только время от времени (36%), а нерегулярные – не следят вовсе (56%). Между частотой хождения в театр и тем, как часто человек следит за различными новостями о театре, существует прямая связь. Значение коэффициента корреляции Спирмена составляет 0,132 (Значим на уровне 0,01).
Ключевым источником информации (Таблица 5) о театре для всех категорий зрителей становятся Интернет-СМИ. Активные зрители также доверяют социальным сетям, специализированным сайтам в интернете и афишам театров и наружной рекламе. Кроме того, все 3 категории зрителей одинаково доверяют своим друзьям и родственникам. Все коэффициенты связи (Хи- квадрат) значимы на уровне 0,01, за исключением таких источников информации, как Интернет-СМИ и «сарафанное радио», то есть, друзья и родственники.
Для активных зрителей наиболее значимыми характеристиками при выборе спектакля (Таблица 6) является режиссер, который поставил спектакль, участие любимых актеров, тематика и сюжет, а также характер спектакля. Стоит также отметить, что такие характеристики, как конкретное произведение, положенное в основу спектакля, желание посетить конкретный театр, отзывы профессиональных критиков, отзывы зрителей о спектакле в интернете, известность спектакля и его зрелищность оказываются значимо более важны для активных зрителей, чем для регулярных и нерегулярных. В свою очередь, регулярные и нерегулярные зрители гораздо чаще отвечали, что не выбирали спектакль самостоятельно, а получили билеты в подарок или были приглашены друзьями и знакомыми (15% и 27,5%, соответственно).
Как правило, представители всех трех категорий ходят в театр вместе со своими друзьями или подругами (Таблица 7), однако, среди активных эта доля значительно выше (49,9%). Очень важно также, что активные зрители в 39% предпочитают ходить в театр в одиночестве, тогда как регулярные в 24% ходят в театр вместе со своими супругами. Кроме того, регулярные и нерегулярные зрители чаще посещают театр с детьми и другими родственниками.
Все зрители отмечают (Таблица 8), что инициатива выбора спектакля и похода в театр принадлежала, как правило, им лично, однако, среди активных зрителей доля тех, кто лично выразил инициативу пойти в театр достигает 79%. Для всех зрителей достаточно важную роль сыграли также друзья: доля тех, кто отметил, что именно друзьям или подругам принадлежала инициатива, составляет в разных категориях около 20%. Для регулярных зрителей значимую роль также сыграли супруги и родители, а для нерегулярных – коллеги по работе или учебе, родители и другие родственники.
Между активностью и продолжительностью времени, которое зритель потратил на то, чтобы добраться до театра, есть прямая связь (Таблица 9): чем дальше от театра живет человек, тем больше вероятность того, что он будет принадлежать к категории нерегулярных зрителей [1] .

Нерегулярные зрители в среднем тратят значимо меньше денег на покупку билетов в театр, тогда как суммы, затрачиваемые на покупку билетов активными и регулярными зрителями, значимо не различаются [2] .

[1] Значение коэффициента ранговой корреляции Спирмена составляет 0,081 (значим на уровне 0,01). Наименьший средний ранг по времени в пути у активных зрителей, наибольший – у нерегулярных зрителей. Дисперсионный анализ Краскела-Уоллиса значим на уровне 0,01.

[2] Проверка проведена с помощью Дисперсионного анализа с применением апостериорного критерия Геймса-Хоуэлла.
В то же время, регулярные зрители несколько чаще, чем активные считают данную цену завышенной (График 25).
Нерегулярные посчитали потраченную ими сумму на покупку билетов завышенной почти в четверти случаев (Таблица 10). В целом, существует прямая связь между тем, считают ли зрители цену на билеты высокой или низкой, и тем, как часто они ходят в театр.
Активные зрители значимо чаще склонны [1] к любым видам культурной активности (Таблица 11): они значимо чаще встречаются с друзьями, посещают кинотеатры и концерты, естественно-научные, художественные и исторические музеи и выставки, а также музеи современного искусства, читают книги, газеты и журналы, ходят в рестораны и проводят время за компьютером не для решения рабочих вопросов. В свою очередь, нерегулярные зрители склонны чаще остальных бывать на свежем воздухе и посещать спортивные состязания.
Самой популярной соцсетью для всех трех категорий (Таблица 12) является «Вконтакте». Однако, в то время, как для регулярных и нерегулярных зрителей, «Вконтакте» остается единоличным лидером, у активных зрителей идентичной популярностью пользуются «Facebook»(55%) и «Instagram» (58%). В то же время, только 11% активных зрителей пользуется социальной сетью «Одноклассники», тогда как среди регулярных зрителей эта доля достигает 20%, а среди нерегулярных – 26%.


[1] Здесь и далее использовался дисперсионный анализ Краскала-Уоллиса.
5. ЗРИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
О ТЕАТРЕ БУДУЩЕГО

Последним вопросом, который был задан респондентам в онлайн-анкете звучал следующим образом: «Каким бы Вы хотели видеть театр будущего (например, через 10 лет)? В каких направлениях должен развиваться российский театр? Напишите Ваши ожидания.» Ответ на него формулировался участниками опроса в открытой форме. После систематизации полученных ответов были получены нижеследующие выводы об ожиданиях и надеждах относительно будущего театра в России. В данном тексте в качестве примеров будут представлены наиболее яркие цитаты респондентов.

Для начала необходимо отметить, что вне зависимости от того, каким видят театр в будущем участники опроса, он должен оставаться, по их мнению, местом культурного досуга. В отношении развития театра и путей его развития были получены разнообразные и даже противоречивые высказывания. Мнения разошлись, в первую очередь, относительно необходимости каких-либо изменений в российском театре. Часть респондентов указала, что не видит потребности перемен и считает, что театр хорош в своей нынешней форме:

«Театр должен не потерять своего нынешнего уровня»

Помимо этого, часть опрошенных отметила, что хотела бы, чтобы театр видоизменялся, однако эволюционировал в том же направлении, что и на сегодняшний день:

«Меня устраивает существующая тенденция развития театра, сочетающая эксперимент и сохранение традиций»

Другие респонденты отмечали необходимость коренных изменений в театральной среде. Указывалась необходимость менять вектор трансформаций и создавать театр «совершенно отличающимся от того, который мы видим сейчас».

Среди тех, кто отмечает необходимость изменений в российском театре часть участников опроса указывала на то, что театр должен развиваться для того, чтобы оставаться актуальным, «современным своему времени». Институция, по их мнению, должна развиваться в ногу с прогрессом в обществе, отражать «острые социальные и политические темы». Другими словами, «театр должен быть зеркалом общества»:

«Сближение театра с реальностью, театр как социальный институт, а не замкнутый в себе мир, театр как место центр коммуникаций общества, поиск релевантных этим задачам сценических средств, отход от жесткой литературоцентричности, рост внимания к современным текстам и проблемам»

Еще одним частым сюжетом ответов было отношение участников опроса к классическому и современному театру. Было представлено антагонистическое отношение как к первому, так и ко второму. Приверженцы и любители классического театра видят перспективу данной культурной институции в традициях. Они считают, что будущее театра за сохранением русской театральной школы, использование классических произведений для создания классических постановок. Данный взгляд выступает за ограничение использования технологий при постановке классических произведений, главенствующую роль в которых должны играть актеры, должен быть виден их талант. Также приверженцы данного взгляда на будущее театра выступают против осовременивания классических постановок. Для них классический театр соотносятся с чем-то возвышенным, красивым и интеллектуальным. Они считают традиционный драматический театр высокодуховным и высокоморальным, в то же время говорят о современном театре как о менее живом и человечном:

«Хотелось бы меньше современных технологий и меньше современных постановок, пусть будет больше классических постановок, пусть театр остаётся театром, а не становится шоу»

Театр по мнению приверженцев классического формата данной институции должен меньше обращать внимания на форму и ее замысловатость, а больше внимания уделять смыслу того, что происходит на сцене:

«Я консерватор, поэтому не хочу, чтобы на сцене превалировало так называемое «современное искусство», которое ввергает человека в уныние, ничего не дает душе»

Противоположным данному мнению является взгляд на театр будущего как на современный театр, отринувший классику, «совковые» привычки. В нем живут современная драматургия, современная литература в основе, злободневные темы и актуальный взгляд на мир. Новый театр видится смелым и ярким, что противопоставляется классическому. В качестве синонима «современного» встречается слово «свободный» и «чистый».

«Современный, актуальный, не боящийся экспериментов. Ориентирующийся не на потребляемость, а на искусство»

Современный театр также подразумевает использование современных мультимедиа-технологий для оформления сцены и декораций, таких как: использование видеоряда, спецэффектов, 3D и 4D технологии, VR. Говорится также о возможности ухода от стандартного театра, вынесение театрального действия за рамки сцены, создание постановок в неожиданных местах: на улице, в гардеробных театра. Помимо этого, нередко участники опроса заявляют о желании развития иммерсивного, интерактивного театра, при котором граница между постановкой и реальностью стирается, как и граница между ролями зрителя и актера:

«Театр должен идти все ближе к зрителю, должно всё сильнее уменьшаться расстояние между сценой и залом»

Помимо двух крайних позиций, описанных выше, существует позиция, выступающая за сосуществование старого и нового:

«Мне кажется, театр должен сохранить те достижения и высоты, которые достигнуты, но все-таки идти в ногу со временем и не отвергать нового»

Такая позиция также имеет некоторые расхождения. Так, некоторые опрошенные говорили о необходимости параллельного существования классического и современного театра, при котором они не смешиваются и не мешают друг другу, «без попыток подавления одной эстетикой другую». Другими словами, современный театр кажется им возможным только с современными постановками, а классические постановки могут быть представлены только в классическом прочтении. Разные виды и формы театра должны существовать гармонично, но не смешиваться, так как «каждый театр должен иметь своего зрителя». Люди хотят видеть театр в меру осовременненным, чтобы качество классического русского драматического (психологического) театра не терялось за современной интерпретацией авторского текста. Исходя из ответов, зрители не хотят «закостеневшего», «пропавшего нафталином» театра, но также и не хотят ухода от «красивой» и «самобытной» российской классики. Театр видится им разнообразным, с возможностью широкого выбора:

«Должны быть представлены разные направления театра: психологический, постмодернистский, пластический и т. д. Пусть будут большие, малые театры, театры-студии и т. д.»

Несколько иной взгляд на сосуществование разных жанров, стилей и театральных эпох подразумевает, что самым подходящим путем развития для театров России был бы синтез («синтетический театр: сочетание стилей и жанров»), который подразумевает смешение разных жанров и видений. Так, традиционный театр должен быть переосмыслен через призму современности, с использованием новых взглядов, современной драматургии и новейших технологий:

«Мне нравятся переложения классики на современные условия. Необычные режиссерские ходы, использование современных технологий, при этом с сохранением литературных традиций и ценностей»

Несмотря на разницу во мнениях, относительно развития театра в классическом или современном направлениях, существует единое мнение о том, что несмотря на изменения, этот институт должен оставаться самобытным. Другими словами, российский театр не должен развиваться по пути заграничных театров:

«Я хочу, чтобы российский театр развивался, но в то же время оставался российским»

Несмотря на это, некоторые указывают на необходимость соответствия культурной институции западным стандартам в плане удобства и комфортности театра, его внутреннего убранства:

«Зрительные залы некоторых театров устарели, не соответствуют современным требованиям. Например, пол в партере без подъема, видно только головы впереди сидящих зрителей или колонны, загораживающие обзор, при этом цены не маленькие»

«Ремонт-реконструкция старых и строительство новых театров. Очень внимательно отнестись к акустике. Оснастить производственные помещения театральных мастерских новым оборудованием»


«До сих пор в буфетах не всех театров можно оплатить картой, до сих пор не везде можно купить билет онлайн (есть варианты, когда можно купить онлайн, но нужно приехать минимум за час до спектакля, чтобы онлайн обменять на обычный билет, а час времени до спектакля просто выпадает)»

Участниками опроса было отмечено еще одно важное изменение, которое необходимо театрам России – они должны стать более доступными. Доступность подразумевает под собой следующие изменения. Во-первых, театры должны стать более доступными с финансовой точки зрения, но при этом не терять в качестве. Во-вторых, театры должны предлагать продукт высокого качества не только в крупных городах и столицах, но и в более отдаленных городах меньшего размера:

«Доступный: качественные театры должны концентрироваться не только в столицах, но и на периферии»

В-третьих, доступным для людей в разных частях света, что может быть достигнуто с помощью онлайн-трансляций, показа некоторых спектаклей в кино, создание «видео-библиотек спектаклей при театрах». Помимо этого, театр должен быть доступен для туристов и людей с ограниченными возможностями:

«Общедоступный (субтитры, программы с текстом на шрифте Брайля, входы-выходы, подъёмники для инвалидов-колясочников)»

Еще одной интерпретацией доступности выступает понятность представлений, то есть театр, создающий возможность для понимания спектакля более широкой публикой:

«Удобный, доступный для всех. Возможно, с обсуждением/объяснением после спектакля»

Другими словами, некоторые участники опроса видят необходимость театра быть открытым для своей публики. Между театром и зрителем должен осуществляться диалог, помогающий пониманию и интерпретации, который может существовать в форме лекций, встреч (в том числе с режиссерами/артистами), мастер-классы. Помимо этого, диалог может происходить через сам спектакль:

«Монологи, обращенные к зрителю, вопросы, не требующие прямого ответа, но дающие повод задуматься»

Диалог гармонично существует в камерных театрах, где все происходит «с глазу на глаз»:

«Мне нравится камерный театр, он подкупает своей таинственностью, узким кругом людей (режиссер-актер-зритель, клуб неких заговорщиков) сокровенными истинами и смыслами и очень честным размышляющим разговором тет-а-тет (как ночью на кухне)»

Существует и другой взгляд на доступность театра для массового потребителя. Некоторые считают, что театр должен оставаться местом высокого искусства, храмом культуры. Театр должен быть культурой «элитарной», а не «массовой», то есть он должен быть местом, прививающим культуру, хороший вкус и высокие мысли:

«Не гнаться за модными тенденциями. Помнить, что зритель - образованный и думающий, и не приходит в театр просто развлечься или увидеть что-то новомодное и провокационное»

Данный взгляд на театр подразумевает не то, что он должен стать ближе к людям, а то, что он должен помогать своей аудитории стремиться на его возвышенный уровень. То есть данная культурная институция должна существовать, в первую очередь, как место встречи образованной публики, площадка для интеллектуального развития. Театр должен создавать интеллигенцию:

«Театр должен быть элитарным видом искусства, уникальным и обособленным, не подменяя собой интернет, не превращаясь в фаст-фуд, не обесценивая профессии людей, связанных с ним, не размениваясь на сиюминутные модные веяния, должен учить воспитанию чувств, а не идти на поводу публики в погоне только за коммерческим успехом»

Культурная институция для «интеллигенции» должна «избавиться от пошлости и пахабщины». Респонденты упоминали, что испытывают неприязнь, слыша на сцене речь с матерными словами, откровенно глупые и плоские шутки и диалоги/монологи, а также обнаженные сцены:

«Отказаться от матов на сцене и от обнаженных тел — это унижает и актеров, и зрителей»

«Где не допустимы идиоматические выражения, неопрятность и неодетость актеров, курение и т.д. Хочу, чтобы поход в театр не отталкивал от последующих посещений!»

Тем самым, многие приходят в театр именно ради особенной атмосферы, атмосферы возвышенного и прекрасного:

«Единственное, что может оттолкнуть от посещения, это "пережидающие" актеры, у которых нет огня в глазах, и которые не вкладывают душу в свою роль. Непонятно зачем они тут, либо ждут главных ролей в кино, либо играют от безысходности, отдаваясь "любимому делу" спустя рукава. А ведь люди идут в театр именно за тем, чтобы на мгновение в 2-2,5 часа выйти из роли обычного человека и погрузиться в роль зрителя. И тут важный момент - это мгновение не должно прерываться на мысль "когда же закончится сие мероприятие"»

Для успешного посещения театра крайне важным условием является талантливая актерская игра, режиссура, драматургия и художественное оформление. Для посетителей основным критерием удачного просмотра спектакля выступает качество спектакля: уместные и достаточные декорации, интересный, необычный и цепляющий сюжет, качественная постановка и талантливая игра актеров, которые «не играли, а проживали на сцене свои роли». Важно, чтобы театр помогал чувствовать и сопереживать, что, по мнению респондентов, и создается с помощью «талантливой и профессиональной труппой».

Талант является важным атрибутом успешности театра по причине того, что именно благодаря ему аудитория получает «импульс», ради которого изначально и посещается театр. Под «импульсом» можно понимать отдачу от просмотренного представления, чувства и мысли, которые возникают после посещения театра: «должен учить добру и нравственности», «развивать внутренний и духовный мир человека», «побуждать задумываться о жизни и чувствах», «пробуждать чувства и задавать неудобные вопросы», «дарящий надежду, веру и любовь», «воспитывать хороший вкус у молодых людей», «задевать зрителя за живое, не оставлять равнодушным, наполнять». Иными словами, театр должен вдохновлять, давать простор для мыслей и чувств, воспитывать, эмоционально заряжать, прививать мораль и приносить радость зрителю.

Что же еще важно для зрителя? Театр, по мнению опрошенных респондентов, должен быть «свободным». Он не должен быть политизирован, существовать свободно от государства и его ограничений, не стараться угодить ему. Он должен быть свободен от стереотипов, цензуры, внешних и внутренних рамок:

«В свободном, непредвзятом, не продиктованное коммерческим фактором, направлении… (некоммерческий)»

Свобода также должна присутствовать в творчестве драматургов и режиссеров, он должен быть «живым», «человечным» и «честным»:

«Главное - нескучным, небытовым. Хотелось бы живого театра про человека. Одним словом, да здравствует русский психологический театр <…> Театр должен быть более настоящим и живым»

Театр ожидается стать более человечным, человеком о человеке для человека. По своему наполнению театр должен стать более «гуманистичным». Респонденты отмечают, что ожидают от театра реалистичности в изображении человека:

«Театр должен вернуться к человеческим отношениям. Главное в театре - чувства и эмоции человека. Любовь. Сейчас это уходит, к сожалению»


Если переформулировать все вышесказанное можно сказать, что посетители пытаются найти в театре что-то для души. «Переживания души», ее «трепет» и «отклик» — это первичное и самое важное ожидание от посещение культурной институции:

«Театр всегда должен будет цеплять за душу»

Вне зависимости от приоритета развития театра в сторону авангарда, импровизации, психологизма, этнографии, отхождения от репертуарных постановок в сторону экспериментальных или от мюзиклов к минимализму, театр должен быть чем-то для души:

«Театр должен [...вызывать на высшую битву – не за временную нашу свободу, права и привилегии, но за нашу душу]»
Данный отчет отражает результаты первого этапа Всероссийского исследования театральной аудитории. В рамках данного исследования мы попытались ответить на вопросы, что же из себя представляет современный российский театральный зритель: сколько ему лет, чем он интересуется, как проводит свое свободное время, где живет, а также на многие другие вопросы. Продолжение данного исследования позволит решить задачи многофакторной классификации зрителей, а также понять, чем же отличаются зрители, обладающие разными театральными предпочтениями и интересами.

Предложенная в данном отчете базовая классификация зрителей с выделением категорий на основе активности посещения театра позволяет сделать выводы о том, что к числу наиболее активных зрителей, большую часть из которых составляют женщины, принадлежат люди, которые впервые попали в театр еще в дошкольном возрасте и сегодня посещают спектакли для того, чтобы посмотреть на работу определенных актеров и режиссеров, пережить яркие эмоции и узнать что-то новое. Это инициативные зрители, они активно пользуются социальными сетями и часто посещают любые другие культурные мероприятия, а также готовы тратить на билеты в театр больше, чем представители остальных категорий.

Последний раздел данного отчета, в котором представлены ответы участников исследования на вопрос о том, каким они видят будущее российского театра, позволяет понять, насколько неоднородны запросы современной публики. Диапазон мнений и оценок говорит о важной роли театра (настоящего и будущего театра) для нашей страны.